Благовещенский монастырь в Вязниках

Долгое время окраинной западной точкой сначала Вязниковской слободы, а после уездного центра, был Благовещенский монастырь. Открывая въезд в город, он был подобием стража, охранявшего Вязники крепкими каменными стенами. Впрочем, за всю историю обители, ни слобода, ни город не знали нашествия сил телесных, и монастырь в силу своего предназначения – несомненно – являлся стражем духовным.

История Благовещенского монастыря, насчитывающая более трёх с половиной сотен лет, начинается с «убогих домов» на окраине Вязниковской слободы.

В декабре 1640 года в Вязниковскую слободу прибыл на поклонение незадолго до этого обретённой чудотворной иконе Казанской Божией Матери государь Михаил Фёдорович. Тогда-то к нему и обратились с челобитной староста Иван Мухин «и все посадские люди», в коей испрашивали дозволения на устройство в слободе монастыря. Государь с решением долго тянуть не стал и повелел устроить обитель у подножия горы Венец, на берегу речушки Выдерки у «убогих домов». В 1641 году Благовещенский семибратский монастырь был учреждён.

К 1643 году братия – не без помощи жителей слободы – срубила кельи, кой-какие хозяйственные постройки и монастырскую церковь с престолами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобного Михаила Малеина и святого праведника Алексея Человека Божия.

Первое пожалование земель Вязниковскому монастырю состоялось в 1649 году. По прошению насельников, обители было отдано озеро Юхро и исток Юхорец с богатыми рыбными ловлями. Следующим вкладом государя в 1650 году стали огороды вдоль речки Выдерки. Так повелось и далее. Члены царской семьи и ближайшее окружение стали вкладчиками монастыря, регулярно отписывая земли во владение вязниковским монахам.

По описи 1652 года в Благовещенском монастыре были трёхшатровая церковь с тремя престолами, «колокольница» с колоколами, монашеские и настоятельская кельи, а также огороды, яблоневый сад, маленькая пасека, конюшня, «погреб с напогребницею», житница и множество другого мелкого хозяйственного строения. 20 человек братии питались мирским подаянием, и отчисляемой из государевой казны суммой.


В 1677 году Вязниковскую слободу посетил царь Фёдор Алексеевич, который сделал в Благовещенский монастырь богатые вклады.

Набирая силу и могущество, получая прибыль со своих земель, к концу XVII века обитель могла позволить себе каменное строительство. В 1682 году игумен Моисей (кстати, позднее фигурировавший в следствии по Вязниковскому расколу и строитель Авраамий подали прошение на имя патриарха Московского и всея Руси Иоакима о разрешении строительства каменного собора. Спустя год Иоаким повелел начать возведение храма «во имя трёх святителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и присовокупить к ней трапезу, а наверху тоя церкви и трапезы построить другую церковь во имя Благовещения Пресвятые Богородицы». В том указе были подробно расписаны все подробности будущего строительства: каким должен быть храм, форма и расположение алтарей, порядок установки образов и т.п. Царь Фёдор Алексеевич пожертвовал на строительство 300 рублей.

В 1689 году возведение собора с колокольней на северной стороне было закончено и в описи монастыря за этот год предстаёт церковь «каменная новая Благовещения Пресвятые Богородицы о пяти главах. Средняя глава опаяна немецким железом. На ней крест железный позолочен красным золотом. А четыре главы обиты чешуёю деревянною. А на них кресты железные прорезные полужены».

К этому времени Благовещенскому монастырю принадлежали обширные пахотные земли, сенные покосы, леса, реки, озёра и несколько мельниц. Мельницы были сданы в пользование местным жителям, принося доход в монастырскую казну, а «пашню пашут и хлеб жнут и сено косят наёмные работные люди». В свою очередь обитель платила оброк и в царскую казну, являясь государевым монастырём.
Времена правления Петра I больно ударили по церкви и православию. Церковные колокола изымались на пушечные дворы, монахов забирали в солдаты. В 1701 году царь-реформатор потребовал от Благовещенского монастыря передачи части колоколов. В следующем году обитель посетил князь Иван Барятинский, присланный сюда для составления описи монастырских владений и последующего объявления указа о запрете на пользование монахами собираемых ими оброчных денег. Чуть позже были отобраны мельницы, возвращённые уже после смерти Петра I.


В 1729 году из монастыря бежал некий иеродиакон Пахомий и скрылся в меленковских лесах, став достаточно известной личностью. Организовав старообрядческую общину, Пахомий стал её «патриархом». Позднее к этой общине присоединилась женская во главе с черницей Деворой, выдававшей себя за потомка «старых царей». По учению Пахомия и Деворы наступал скорый конец света и страшное второе пришествие Христа.

Монастырь не был закрыт во время церковной реформы 1764 года, когда ликвидировались мелкие обители и отбирались монастырские земли. Утратив монаршее покровительство и лишившись государевых вкладов, он был отнесён к сверхзаштатным. Между тем оставшиеся во владении монастыря земли продолжали содержать его немногочисленную братию. И даже продолжалось дальнейшее строительство и обустройство. И, кстати, в 1876 году сочтённые «лишними» монастырские владения, а именно «Пострекаловские земли», находившиеся в черте города недалеко от обители, были проданы за 10000 рублей.

В 1794 году над Святыми вратами освящена церковь в честь Всех Святых, заложенная двумя годами ранее. С западной стороны к церкви примыкала привратницкая. Были при монастыре и другие ворота – южные. Чуть позднее монастырские постройки замкнуло в себе кольцо каменной стены с четырьмя башенками, которую в 1837 году несколько «подвинуло» новое Московско-Нижегородское шоссе.

В 1916 году Благовещенский монастырь поменял «хозяев». Особым указом Священного Синода некогда мужской монастырь был преобразован в женскую обитель. К тому времени в 1912 году каменные кельи, построенные в самом начале царствования Екатерины II, снова были перестроены и расширены (первый раз – в 1846-м), а в монастырском хозяйстве числились каменные сараи, погреб, конюшня, скотный двор, омшаник, каретник и даже баня. Настоятельницей была назначена игуменья Серафима из Серапионово-Алексеевской общины, что за Клязьмой всего в нескольких верстах от Вязников.

Архимандрит Макарий. Настоятель вязниковского Благовещенского монастыря. В мае 1907 года награждён орденом св. Анны II степени (на фото с пожалованным орденом). Сканированная ксерокопия со снимка начала XX в. из коллекции Н.В. Серебренникова.

За века истории монастырь являлся объектом для богоугодных пожертвований не только у Романовых. Вкладчиками обители были купчиха Татьяна Ивановна Щеголева (о ней аз имел удовольствие сказывать здесь) и её сын Дмитрий Исидорович, киржачский купец Соловьёв, местные дельцы Сеньковы и Никитины и многие другие, жертвуя церковной утварью, деньгами и банковскими билетами…

Монастырь закрыли в 1921 году. Монахини удалились обратно в Серапионовскую пустынь, где впоследствии были арестованы и после обвинительного приговора расстреляны. Игуменью Серафиму сослали в лагерь.

Благовещенская и Всехсвятская церкви продолжали действовать, именуясь по-советски «молитвенными зданиями». При них была организована община верующих. В мае 1930 года оба храма у общины были отобраны по причине неисполнения верующими обязанностей по содержанию строений, «вследствие чего эти здания, являющиеся ценными архитектурными памятниками, пришли в ветхость и разрушаются».

Благовещенская церковь.


Окна северного фасада Благовещенской церкви. Яркая примета XVII столетия.

В 1930-е годы на территории монастыря выстроено здание техникума, при этом монастырская ограда с южными воротами разобраны до основания, а келейные корпуса отобраны в жилой фонд города. Многовековое монастырское кладбище, где находили упокоение не только насельники обители (в том числе и его первый настоятель Корнилий с братом Антонием), но и вязниковские граждане, стёрто. Сейчас несколько уцелевших надгробий говорят о бывшем здесь старинном некрополе.

Всехсвятская надвратная церковь.

Быть может, благодаря присвоению храмам статуса памятника архитектуры мы сейчас видим церковь практически в неизменённом виде. Сохранились многие элементы, в том числе фрагменты изразцового пояса удивительной изящности, украшающий Благовещенскую церковь и часть внутренней росписи храма, выполненная в 1860 году художником из села Палех В. Сафоновым.

В 1990-х годах Благовещенский собор был передан Русской Православной Церкви, став приходским храмом. А 21 июля 1999 года возрождение монастыря благословил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Этот день стал точкой отсчёта новой истории древней обители.

Описание нынешнего состояния вязниковского Благовещенского монастыря – удел уже иных летописцев. В силу определённых взглядов и отдельного мнения на оное, автор не берётся взваливать на себя сей труд, оставляя его иным исследователям, более компетентным.

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Просмотров 569, сегодня просмотрели 1
0




Поделитесь новостью с друзьями
  • 2
  • 35
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    41
    Поделились

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Don`t copy text!