Новости партнеров


Мы в соцсетях


comments powered by HyperComments

Наши партнёры

 



Реклама


От бивня мамонта до памятника императору

Вязники,краеведческие чтения,
Насыщенными и интересными получились краеведческие чтения-2017, прошедшие в Вязниковском историко-художественном музее.

Традиционная встреча, что состоялась в одном из уютных залов музея 30 ноября, собрала несколько десятков человек, любящих краеведческие изыскания. Формат чтений предполагал, что каждый выступающий самостоятельно выбирает тему доклада. И тем этих, надо сказать, было немало. Краеведы рассказывали о прославленных земляках и купеческих династиях, событиях столетней давности, археологических находках, возможностях привлекать инвестиции с помощью известных россиян, как-либо связанных с Вязниковской землёй, и многом другом. Потому оговоримся сразу: читателей «Маяка» ждёт цикл публикаций по итогам чтений.

Местная сенсация

Член Русского географического общества Юрий Козлов поделился со слушателями необычной находкой, сделанной в районе деревни Перово. В августе 2017 года Юрий Васильевич обнаружил на берегу Клязьмы… бивень мамонта.

— Мои внуки уже уехали. Я один гулял по берегу реки. Обратил внимание на необычный предмет – издалека показалось, что это большая ветка. Однако внутренний голос подсказал: это не так. И действительно. Передо мной – тяжеленная штука, ни один мокрый дубовый ствол столько весить не может. Стало понятно, что это большая кость, — рассказывает Юрий Козлов. – Потрудился, вытащил находку из песка, принёс домой.

По словам краеведа, бивень стал своего рода «местной сенсацией» — многие жители, особенно ребятишки, с удовольствием фотографировались с находкой, а счастливые лица мальцов радовали родителей. При этом оказалось, что бивень и раньше замечали несколько местных жителей – просто внимания этому объекту не придавали.
Вязниковский район,бивень мамонта,музей,краеведческие чтения,Козлов Юрий,

— Удивительно, но он лежал в самом людном месте наших краёв на Клязьме – буквально в 50 метрах от пляжа, облюбованного жителями и рыбаками, — добавляет Юрий Васильевич.

Вес бивня – около 16 килограммов. Длина – 155 сантиметров. Диаметр сечения – около 8 сантиметров. Судя по всему, бивень принадлежал особи шести лет от роду – это можно определить по количеству слоёв.

Юрий Козлов попытался понять, откуда же берутся такие находки. Возможно такое объяснение: река постоянно подмывает место, на котором расположилась деревня Перово, вымывая из глубин почвы артефакты прошлого.

— Известно, что в древности люди охотились на мамонтов. А ведь неподалёку от деревни располагается ещё одно удивительное место – оно идеально подходит для охотников эпохи палеолита. Это участок дюн с сосновым лесом – где-то километр на километр, — рассуждает краевед. – В процессе общения с местными жителями выяснилось: это не единственная подобная находка (что на чтениях подтвердили и другие краеведы. — Прим. авт.). Когда в начале 80-х годов прошлого века строились фермы в районе Перова и Олтушева, там тоже обнаружили бивень. А ещё знаю, что один из нижегородцев, купивший дом в наших местах, нашел на берегу Клязьмы череп. Судя по всему, крупного млекопитающего. В следующем году постараюсь разыскать этого человека и узнать судьбу черепа.

Участники чтений сошлись во мнении, что бивень мамонта должны увидеть как можно больше людей, интересующихся древностями. Директор Вязниковского историко-художественного музея Лилия Ковалёва в свою очередь сообщила, что, возможно, в следующем году все подобные экспонаты сможет принять музей – в случае, если получится выиграть грант на создание специальной экспозиции.

К пьедесталу царя — венок из колосьев

Об открытии памятника императору Александру II в Никологорах подробно рассказала Елена Владимировна Кочнева. Её доклад – результат кропотливой работы в областном архиве и тщательного изучения газет столетней давности.

— Памятник был возведён в августе 1912 года – в этом году ему бы исполнилось 105 лет, — рассказывает Елена Кочнева. — Однако в годы гражданской войны памятник сорвали с постамента. Потом, как рассказал мне один из старожилов посёлка, монумент долго валялся на территории отделения милиции. Местные играли – набрасывали на руку императора кольца. А потом памятник исчез. Возможно, его перелили на пули, потому как он был сделан из свинца.

Как памятник появился в Никологорах? По информации краеведа, монумент располагался в центре посёлка, у сквера и дороги, идущей на Харино. Миссию по созданию отлитой копии императора по просьбам крестьян взял на себя известный фабрикант Василий Гаврилович Городов.

— В статье газеты «Старый Владимирец» рассказывалось, что царь-освободитель был поставлен на каменный пьедестал в полный рост, — делится Елена Владимировна. – Один из священников прочёл манифест об освобождении крестьян. После открытия, как и полагается, был проведён крестный ход. К пьедесталу возложили венок из колосьев пшеницы – все же на дворе стоял август. Отдельный интерес представляет надпись на памятнике: «Осени себя крестным знаменем, православный русский народ». Дескать, идёшь ты по дороге – отдай дань уважения.

Крестьяне были настолько благодарны Василию Городову за памятник, что преподнесли ему икону Николая Угодника и два благодарственных адреса.

Елену Владимировну также заинтересовало, почему памятник установили именно в Никологорах – всё-таки Вязниковский уезд был довольно большим. Оказывается, после отмены крепостного права 19 февраля 1861 года крестьяне, получившие вольную, основали там сначала ручное полотняное производство, а затем и фабричное. Свободные люди успешно развивали своё дело и в связи с этим были готовы пожертвовать средства на памятник Александру II.

Вообще интересна и жизнь Василия Гавриловича Городова, его супруги Марии Платоновны Корявко, всей их семьи, исчезнувшей после революции. Но это уже совсем другая история…

памятник Александру II,Никологоры,Вязниковский район.

Памятник Александру II. Никологоры.
Фото памятника с сайта viazniki-city.ru

«Слабли телом, но не падали духом»

Доклад к 100-летию организации первого вязниковского духового оркестра подготовил Алексей Лебедёв. Педагог и краевед рассказал участникам чтений, что музыкальные традиции на Вязниковской земле уходят корнями ещё в дореволюционное прошлое. Так, в 70-е годы XIX века в городе был расквартирован полк, которым командовал полковник Воронов. По воспоминаниям краеведа С.И. Змеева, это «время вязниковцы долго вспоминали как «весёлое», перед квартирой полкового командира по вечерам играла музыка».
Вязники,краеведческие чтения,Лебедёв Алексей,
Дальше – больше. В последние десятилетия позапрошлого века в Вязниках по инициативе местных властей был создан городской сад. К началу века двадцатого парк стал излюбленным местом отдыха горожан. Остались свидетельства того, что в саду на горе напротив Благовещенского монастыря ежедневно проходили гуляния, здесь постоянно играла музыка. Да и вообще, как отмечал путешественник Н. Свавицкий, место было «со всеми приспособлениями для шумного веселья».

— Тем не менее из сообщений того времени видно, что постоянно действующего музыкального коллектива в дореволюционных Вязниках не было. Таким образом, первым постоянным коллективом в 1918 году станет вязниковский духовой оркестр. Его создатель и руководитель — С.Н. Павлов-Русинов. На сохранившейся фотографии первого оркестра, сделанной в фотоателье Козина 22 (9) апреля 1918 года, запечатлены 17 музыкантов вместе с руководителем коллектива. Среди них – К. Изволенский, Н. Наровчатов, Г. Николаев, Б. Поляков, И. Сеньков, И. Суворов, К. Чесноков и другие. Состав оркестра менялся. Известно, что в нём участвовали также А. Вознесенский, М. Булатов, А. Круглов и другие. Всех этих молодых людей по праву можно назвать пионерами вязниковской духовой музыки, — уверен Алексей Лебедев.

Что и говорить, музыкантам было непросто – коллектив формировался во время разрухи, гражданской войны. Инструменты доставали с огромным трудом. По воспоминаниям одного из участников коллектива, «большим препятствием к планомерной работе оркестра явился всем известный голод 1918 года… Музыканты сплошь и рядом приходили голодными на игру, слабли телом, но не падали духом и не бросали начатого дела».

Алексей Викторович обращает внимание на то, что работа музыкантов держалась только на энтузиазме – ни дирижёр, ни оркестранты зарплату не получали. Ещё одним проблемным вопросом была пресловутая текучка кадров. Кто-то переходил на платные выступления, так как иного способа заработать не было. Кого-то призвали в Красную Армию.

— Несмотря на трудности и лишения, созданный оркестр начал успешно выступать в трудовых коллективах и расширять свой репертуар. Музыканты постоянно повышали профессиональный уровень, что в первую очередь можно объяснить организаторским талантом С.Н. Павлова-Русинова. Он приложил немалые усилия для создания и укрепления творческого костяка оркестра. Надо сказать, что с момента образования духовой оркестр был востребован. Выступал на многочисленных митингах, праздничных демонстрациях, во время отправки бойцов Красной Армии на фронт. Можно говорить и о том, что основание первого духового оркестра послужило мощным толчком для развития музыкальной культуры в целом в Вязниках и уезде.

Вязники,краеведческие чтения,
Позднее итогом этой большой работы стала и организация музыкальной школы, и создание других коллективов, в частности оркестров Вязниковского льнотехникума, Ярцевской льнофабрики имени Карла Либкнехта, фабрики имени Парижской коммуны и других.
Выступая на краеведческих чтениях, Алексей Лебедев детально рассказал о развитии вязниковского музыкального движения. О том, как жили коллективы во время Великой Отечественной войны и после неё. Краевед проследил путь духовой музыки от рождения до современных творческих коллективов, которые хорошо знают и любят жители Вязниковского района.

(Продолжение следует…)

Со многими докладами краеведческих чтений-2017 можно подробнее познакомиться в Вязниковском историко-художественном музее.

Автор: Никита Ефимов.
По материалам газеты «Маяк».




comments powered by HyperComments

Просмотров: 575