Новости партнеров


Мы в соцсетях

Наши партнёры

 



Сейчас на сайте

1 пользователь на этой странице
Пользователи: 1 посетитель


Сакральное место — церковь на Великом озере

Вязниковский район, заречье, озеро Великое, деревня Ново, Борисоглебская пустынь, церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба,
Руководитель проекта реставрации усадьбы Сенькова, вязниковский краевед Анатолий Баёв не сидит на месте и всё время пребывает, что называется, в поиске. Краевед раздобыл уникальные фотографии церкви, расположенной в окрестностях заречной деревни Ново, на берегу озера Великое.

Снимки датированы 40-ми годами прошлого века, на них отчётливо видно возвышающееся на холме белокаменное строение. Собственно, эти фотографии и побудили начать краеведческое расследование.

Сакральное место

Пересекая мост через Клязьму, словно попадаешь в другой мир – спокойный, неторопливый, как-будто бы отрезанный от цивилизации. Однако так было не всегда. Вязниковские старожилы ещё помнят времена, когда заречье буквально кипело жизнью, сосредоточенной в десятках населённых пунктов. Здесь всё дышит историей, а о многих местных достопримечательностях и связанных с ними легендах горожане даже не догадываются.
Вязниковский район, заречье, озеро Великое, деревня Ново, Борисоглебская пустынь, церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба,
Например, рассказ о ярополческом боре, вставшем стеной по обе стороны дороги на Ново, я услышал впервые. Ровные золотисто-коричневые стволы хвойных деревьев и зелёные шапки, припорошённые снегом, тянулись аккуратными рядами и, казалось, не было им ни конца ни края.

Анатолий Баёв поведал, что после Великой Отечественной войны местный лес был весь выведен на строительные нужды. На лесозаготовке трудились румынские и итальянские военнопленные. Они вырубили и вывезли вековые деревья, а взамен посадили молодняк. Сегодня лес полностью восстановился.

А вот возродятся ли когда-нибудь заречные поселения – вопрос спорный. По воспоминаниям краеведа, раньше та же деревня Ново была куда как больше. В ней насчитывалось порядка 50-60 домов. Здесь же проходила и важная дорога на Фролищи.
Впрочем, люди в этих местах жили всегда – задолго до образования не только Советского Союза, но даже царской Руси. В окрестностях Великого археологи обнаружили остатки поселений каменного века.

Вот и холм, на котором когда-то стояла церковь, возможно, рукотворный. Как предполагает Анатолий Баёв, это и не холм вовсе, а древний курган. Кто или что там захоронено – неизвестно. Земля здесь представляет немалую историческую ценность, и вести самостоятельные раскопки категорически запрещено.

— Местные жители, — говорит краевед, — приспособили курган для своих нужд. Сейчас тут деревянный крест стоит, кладбище расположено. Именно здесь некогда стояла церковь. Храмы всегда строили на определённых, так скажем, сакральных местах. Почему этот курган «прикрыли» церковью? Я общался со старожилами, они рассказывали о всякой нечисти, которую, якобы, видели. Таких мест – загадочных и неисследованных – у нас очень много.

Архивная работа

Приоткрыть завесу тайны истории церкви в районе деревни Ново помог вязниковский краевед Алексей Лебедев. Алексей Викторович прислал книгу «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» (губ. г. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.), в которой на страницах 312-316 имеется подробное описание Борисоглебско-пустынского прихода (раздел «Вязниковский и Гороховецкий уезды» составил преподаватель Владимирской духовной семинарии В. Добронравов).

Приступим к чтению:

«Упразднённая Борисоглебская пустынь, в настоящее время погост, при озере Великом находится в 120 верстах от губернского города и в 14 от уездного.
До 1764 года здесь был мужской монастырь; когда и кем был основан этот монастырь, сведений не сохранилось.
Первые сведения о церкви этого монастыря мы находим в патриарших окладных книгах; под 136 (1628) г. в них отмечено: «Церковь св. муч. Бориса и Глеба за рекою Клязьмою на луговой стороне на озере Великом».

Церковь монастырская значилась в ряду других приходских церквей и платила дань в патриаршую казну, потому что при ней были прихожане и особый белый священник. О существовании прихода при Борисоглебской церкви свидетельствуют писцовые книги 161 (1653) г.; в них сказано:

«При сей церкви двор попов, 6 дв. бобыльских да в приходе 120 дв. крестьянских и 2 бобыльских, пашни церковной худые земли по 21 чети в поле, сена 50 копен, лесу на версту и более длины, а поперёк на полверсты».

В. Добронравов сообщает, что вскоре после 1653 года в монастыре была построена новая церковь во имя Пресвятой Троицы с приделом в честь святых мучеников Бориса и Глеба. Эта церковь с 1656 года и стала писаться в окладных книгах.

В 1698 году Борисоглебская церковь в пустыни сгорела, и в том же году была построена новая тёплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери.

От 1702 года сохранилась опись Борисоглебского монастыря, из которой мы узнаём следующее:

«В Борисоглебской пустыни, что на Великом озере, церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы об одной главе, глава обита тёсом, крест опаян белым железом, крыто всё тёсом.
В церкви царские двери, сень и столбцы писаны краской. По правую сторону царских врат иконы.
В алтаре за престолом 2 образа Казанской Пресвятой Богородицы, позади одного – Николая Чудотворца, позади другого – Бориса и Глеба; сосуды на жертвеннике оловянные.
В том же монастыре вновь построена деревянная церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба, а не освящена, об одной главе, обитой тёсом, над трапезной взрублена колокольня шатровая, на ней 3 колокола, всё крыто тёсом.
В монастыре 22 кельи, а в них иеромонах Аврамий да рядовых 27 старцев, а государева денежного и хлебного жалованья им не даётся, а кормятся Христовым именем и мирским подаянием. Круг монастыря около ограды 278 саженей».
Из этих свидетельств получается, что в начале XVIII века в Борисоглебской пустыни были уже не те церкви, которые показаны в окладных книгах конца XVII века.

Заречный приход

Очередное обновление монастыря, как сообщается в источнике, произошло к 1764 году.

«В пустыни, — сказано в описи этого года, — церковь во имя св. благов. кн. Бориса и Глеба с приделом великомученика Дмитрия Солунского одна. На приделе оной церкви построена колокольня деревянная, на ней 3 колокола, кресты на церкви и на колокольне деревянные обитые жестью, главы у церкви и у колокольни крыты зубчатой деревянной чешуёй, а кровли покрыты тёсом, вокруг церкви и придела 38 сажень.

Деревянная церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы, в которой ныне за чрезмерной ветхостью от давних лет служение не совершается и в ней утвари и церковных вещей никаких не имеется.

В церкви св. благов. Бориса и Глеба в святом алтаре престол четвероугольный деревянный, на нём антиминс печатный холщёвый 1700 г., Евангелие в дестпечат. в 1614 г., в приделе св. Дмитрия на престоле антиминс 1744 года.

Внутри монастыря строения: настоятельская деревянная келья, братских келий три, амбар, баня, напогребник, хлев скотный, ограда деревянная 165 саженей».

В книге сказано, что с 1760 по 1764 годы богослужение в пустыни совершалось по очереди священниками Николо-Кинешемского погоста; монастырская земля и сенные покосы оставались «в пусте», кроме пустоши Притыкиной, которая отдавалась на оброк за 2 р. 50 к. Деньги эти шли на вино, ладан и свечи. В 1764 году Борисоглебская пустынь была упразднена, а церковь обращена в приходскую.

«Церковь, упомянутая в описи 1764 г., существует и в настоящее время, только придел в 1887-88 годах расширен и заново украшен, — пишет автор. — Престолов в церкви два: главный во имя святых мучеников Бориса и Глеба, в приделе во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Утварью, святыми иконами церковь снабжена достаточно, но ризница довольно бедная. Притча в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений – 120 руб., процентов с причтового капитала (4500 руб.) – 185 руб., от земли церковной 50 руб. и жалованья из государственного казначейства – 400 руб. Дом для членов причта церковный. Приход состоит из деревень: Новой (1/4 версты от церкви), Лужков (3 версты), Демидихи (5 вёрст), Рамени (5 вёрст), Пестрикова (1,5 версты), Якунихи (1 верста) и Симбирки (7 вёрст), в коих по клировым ведомостям числится 236 душ мужского пола и 268 женского.
С 1896 года при церкви открыта церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 21».

ХХ век стал последним для церкви на озере Великом. Сегодня о ней не помнят даже зареченские старожилы. Фотографии Анатолия Баёва – едва ли не единственные свидетельства её существования в этот период.

Автор: Антон Агеев.
По материалам газеты «Маяк».




Просмотров: 749
  • Оставьте свой комментарий