Старая Никольская церковь Вязниковской слободы

К сожалению, многие наши современники-вязниковцы, сетуя об утрате Казанского собора в центре города, даже не подозревают о том, что церквей, входящих в храмовый комплекс, было две. Следует признать, что этот один из поводов поругать советскую власть был перенят из уст других таких же несведущих горожан. Винить в незнании этого факта вряд ли нужно, поскольку длительное время в силу разных причин история собора умалчивалась, упоминание второй церкви было вскользь, когда главенствующая роль в тех рассказах отдавалась хранителю чудотворной иконы и более древнему сооружению – Казанскому собору, имя которого стало обобщающим для всего ансамбля церквей на Базарной площади.

В 1622 году в Никольскую церковь в Вязниковской слободе была приложена икона Казанской Божией Матери, написанная старцем Николо-Шартомского монастыря Иоакимом, а по легенде, созданной монахинями Ириной и Александрой (женой вотчинника слободы князя Мстиславского Доминикой Михайловной и его сестрой Ириной Ивановной), найденной в ветвях вяза не берегу Клязьмы. Она была деревянной, несомненно существовала и ранее. Некоторые исследователи называют Никольскую церковь первым слободским храмом. Во всяком случае, она была самостоятельной, не имея никакого отношения к храму Казанской Божией Матери вплоть до 1746 года.

В 1694 году патриархом Адрианом была дана грамота на постройку каменной Никольской церкви:
«Бил челом нам святейшему Патриарху Вязниковский посадский человек Михайло Лаврентьев сын Городецкой, да в челобитной ево написано: в городе Ярополче подле соборныя каменныя церкви Пресв. Богородицы Казанския, построена другая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, и ныне он обещался вместо той деревянной церкви построить на том же месте каменную церковь, и аз великий Господин святейший Кир Адриан Божиею милостию Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх пожаловал благословил, велел старую деревянную церковь разобрать, и в городе Ярополче подле соборныя Богородицкие церкви, на прежнем Николаевском церковном месте, построить новую каменную церковь, трапезу тёплую, во имя Николая Чудотворца».

Старая Никольская церковь Вязниковской слободы
Патриарх Адриан, благословивший строительство Никольской церкви в Вязниковской слободе. Парсуна начала XVIII в.

Закончена и освящена церковь в 1698 году. Это была приземистая зимняя церковь, в которой велось богослужение в холодное время. Выстроенная без колокольни по классическому типу «корабля», она располагалась на правом берегу Волшника, всего в паре десятков метров от речки. «Примеряя» церковь к современному городу, она находилась как раз перед зданием почты, обращённая апсидой алтаря к нынешнему въезду на рынок.

Прежнюю деревянную церковь разобрали и сожгли.

Полтораста лет простояла каменная Никольская церковь, пока за ветхостью в середине XIX века не пришлось её закрыть – стены и арки храма покрылись трещинами. Посещавший Вязники архиепископ Феофан (Говоров) в августе 1864 года обратил внимание на опасность богослужений в церкви, указав на необходимость возведения нового зимнего храма или ремонта старого.

Меж тем, потребность в богослужениях в зимнее время оставалась. После прошения причта Казанского собора об устройстве тёплого храма, из Владимирской духовной консистории последовало разрешение о постройке церкви «на церковную кошельковую сумму», которая начата 13 июля того же года и закончена в 1874 году. Впрочем, практически полностью её строительство было оплачено купцом Сеньковым и его наследниками. На их же средства приобреталась и храмовая утварь.

Чин освящения в октябре 1874 года совершил сам высокопреосвященнейший Антоний (Павлинский), архиепископ Владимирский и Суздальский.

Почему не стали восстанавливать старую церковь? Причин тому было несколько. Вместимость храма конца XVII века не отвечала значительно выросшему населению Вязников. Требовалась более просторная церковь и была возможность построить таковую, «затмив» величием полуразвалившийся уже храм. Понятие «памятник истории» в те времена отсутствовало вовсе. К церковным постройкам, да и вообще к безмолвным свидетелям былого, относились как к данности в лучшем случае. Старые деревянные храмы в одночасье заменяли новыми без оглядки на их историю, и уж конечно не думая о сохранении для потомков. С каменными сооружениями поступали точно также – запросто разбирали, перебирали, достраивали, существенно изменяя их облик, невзирая на их культурно-историческое значение. Совсем через немного времени внимание общественности обратилось к памятникам старины и любые даже незначительные изменения в облике древних сооружений согласовывались с археологами. Но тогда положение дел выглядело иначе. Полтора века истории Никольской церкви не имели никакого значения. Известны случаи подобного отношения к более «возрастным» постройкам, когда во времена Екатерины II был едва не был потерян владимирский Успенский кафедральный собор, а в недавние (по отношению к описываемому времени) 1830-е изуродован «реставрацией» его ближайший сосед – Дмитриевский собор. На фоне такого отношения к древности что говорить о неприметной церкви в провинциальном захолустье!

В 1875 году от епархиального начальства получено разрешение сломать старый Никольский храм, что и было сделано. Полученный кирпич употребили на строительство церковной ограды вокруг Казанского собора, Никольской зимней соборной церкви и колокольни. Сегодня подле уцелевшей угловой башенки-часовни остался столбик – единственный фрагмент бывшей некогда ограды, сооружённой из кирпича прежней Никольской церкви.

Однако старый храм не забыли. В феврале 1883 году соборное духовенство во главе с настоятелем о. Иоанном Смирновым обратилось в консисторию за дозволением постройки на месте алтаря разобранной Никольской церкви часовни в честь святителя и чудотворца Николая. Разрешение было дано, проект часовни создал архитектор Николай Корицкий.

Старая Никольская церковь Вязниковской слободы
Владимирский епархиальный архитектор Николай Дмитриевич Корицкий — автор Никольской часовни на месте разрушенного храма.

Николай Дмитриевич был потомственным дворянином Владимирской губернии, служил Владимирским епархиальным архитектором с 1882 по 1898 год. Его отец также был архитектором во Владимире, но губернским, а дед – Андрей Григорьевич Корицкий – служил в Вязниках уездным стряпчим. Сам Николай Дмитриевич в создаваемых им сооружениях культовой и гражданской архитектуры тяготел к псевдорусскому стилю, использовавшему мотивы древнерусской архитектуры. Дошедшими до наших дней детищами епархиального архитектора Корицкого являются водонапорная башня в старом Коврове, колокольня церкви Елены и Константина во Владимире. Принимал Николай Дмитриевич участие в реставрации Успенского собора. Но все эти проекты были потом, а Никольская часовня в Вязниках стала одной из первых его работ за 16 лет пребывания на посту епархиального архитектора.

Старая Никольская церковь Вязниковской слободы
Литография И. Голышева

Старая Никольская церковь Вязниковской слободы
План Никольской церкви. Литография И. Голышева

Старая Никольская церковь Вязниковской слободы
Подзоры Никольской церкви. Литография И. Голышева.

Старая Никольская церковь Вязниковской слободы
Храмовые окна Никольской церкви. Литография И. Голышева.

Собственно, на этом история древней Никольской церкви в Вязниках, заканчивается. Часовня благополучно простояла без малого полвека справа от соборных Святых врат, принимая богомольцев и расположившихся на ступенях паперти просящих милостыню. В 1890-е годы её косметически обновили к приезду владимирского архиепископа Сергия (Спасского). Новый Никольский зимний храм, сохраняя своё посвящение – уже совсем иная постройка, а наследником той первой каменной церквушки являлась, скорее, эта часовня.

Старая Никольская церковь Вязниковской слободы
Уникальная фотография, запечатлевшая уже закрытый Никольский храм при Казанском соборе.

Старая Никольская церковь Вязниковской слободы
Никольская часовня. Фото сделано с колокольни храмового комплекса.

Все они – и оба храма, и часовня, и ограда с башенками – были разобраны руками человеческими в период с 1929 по 1936 год. Но это уже другая история.

Старая Никольская церковь Вязниковской слободы
Единственный уцелевший фрагмент ограды храмового комплекса Базарной площади, построенной из кирпича старинной Никольской церкви.

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий