Новости партнеров


Мы в соцсетях


Реклама

Наши партнёры

 





Судостроительный завод на родине Штирлица

gorohovec-sudostroitelnyi-zavod
Гороховецкий судостроительный завод, на котором в период расцвета работало до 3500 человек, не функционирует с середины 90-х годов. Сейчас на территории предприятия продолжается «демонтаж металлических конструкций, рельсов, труб». Не так давно порезали на металл последние недостроенные корпуса кораблей.

Тем не менее продукция завода и по сей день продолжает трудиться во всех портах бывшего Советского Союза. Речь, конечно, идет о знаменитых «Бычках» – портовых буксирах 498 проекта. Кроме того, на заводе строились рыбопромысловые суда, сухогрузы типа «река-море», суда размагничивания проекта 1799 «Глобус» и другие суда.
gorohovec-sudostroitelnyi-zavod
Родина Штирлица

Гороховец, которому в 2018 году исполняется 850 лет, входит в Золотое кольцо России. Самый старый Знаменский монастырь в городе основан в начале VII века, центральный Благовещенский собор – в 1700 году. Красивый, самобытный город.
В списке знаменитостей, которые родились в Гороховце, значатся не так много известных широкому кругу личностей. Однако там есть одно имя, которое знакомо каждому соотечественнику от мала до велика, – это Отто фон Штирлиц, или полковник Максим Максимович Исаев.

Штирлиц понял, что его тянуло именно к этому озеру, оттого, что вырос он на Волге, возле Гороховца, где были точно такие же желто-голубые сосны.

Здесь Юлиан Семенов — автор романов о Штирлице несколько ошибается. Гороховец стоит на реке Клязьма, и до Волги там довольно далеко. Тем не менее, формально Гороховец считается Родиной Штирлица.
Энтузиасты в свое время предлагали установить в Гороховце памятник знаменитому разведчику, тем не менее администрация города проект не согласовала, не нашлось нужного количества денег. Хотя, обыграй эту тему городские власти – может, и вышел бы еще один туристический центр, не хуже Мышкина или белорусского Бобруйска.

Судостроительные и котельные работы

История гороховецкого судостроительного завода связана с двумя большими русскими промышленниками: Семеном Ивановичем Семенычевым и Иваном Александровичем Шориным. Свою лепту внес председатель Нижегородского биржевого общества Дмитрий Васильевич Сироткин, уже известный нам по истории завода «Нижегородский Теплоход».

Семен Иванович Семенычев. 3-й справа, стоит / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Семен Иванович Семенычев. 3-й справа, стоит / МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

Семен Иванович Семенычев родился в 1863 году в деревне Груздево Гороховецкого уезда в обычной крестьянской семье. До 18 лет работал пастухом. После женитьбы в 19 лет на крестьянке деревни Омлево М. Самойловой, супруги уезжают в Баку, где котельщиками работали братья Семенычева. Это ремесло перенял и сам Семен Иванович.
Семен Иванович Семенычев / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Семен Иванович Семенычев / МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

По натуре он был очень волевой и предприимчивый человек и к тому же большой труженик.
Работая на судоверфи в Баку, вечерами Семен Иванович ремонтировал во дворе дома старые лодки и баркасы. Вскоре супруги Семенычевы возвращаются в Гороховец и на скопленные деньги заводят «свое дело», покупают большой участок земли [где ныне расположен Гороховецкий судостроительный завод], ставят деревянные постройки и приобретают самое необходимое оборудование. Поначалу предприятие Семенова занималось ремонтом котлов, барж, буксиров, постепенно осваивалось и судостроение.

Во Владимирском областном архиве в журнале «Владимирский календарь и памятная книжка» сохранилась реклама: «Судостроительный и котельный завод Семена Ивановича Семенычева в гор. Гороховце Владимирской губернии при реке Клязьме. Принимаются заказы на всевозможные судостроительные и котельные работы и резервуары».

В 1882 году Семенычев продает свое предприятие Ивану Александровичу Шорину. На деньги, вырученные от продажи, он покупает старое оборудование от сгоревшей бумаго-оберточной фабрики и строит в Гороховце новое предприятия по производству бумаги.

В 1918 году фабрика Семенычева сгорела, и спустя год Семен Иванович уезжает в город Баку. Возвращаясь в Гороховец в 1920 году, Семенычев по дороге заболел тифом и умер в больнице в Новороссийске.

Пароход "Быстрый" (г. Гороховец), 1912 год / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Пароход «Быстрый» (г. Гороховец), 1912 год / МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

Сгоревшая фабрика в 1925-1926 годах была восстановлена. Поначалу в ней была организована столовая Гороховецкого судостроительного завода, а в 1930 году туда перевели механический цех. После реконструкции в 60-х годах XX века здание было расширено и надстроено, до последнего времени там был размещен механический участок литейного цеха.

Первый речной танкер – «Марфа-Посадница»

Иван Александрович Шорин родился в 1860 году в деревне Выезд Красносельской волости в семье крестьян-старообрядцев. Получив начальное образование, Шорин устроился котельщиком, затем выдвинулся в котельные мастера.

Иван Александрович Шорин /МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Иван Александрович Шорин /МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

В 1897 году Иван Александрович получил должность начальника мастерских на станции Тихорецкая Владикавказской железной дороги и проработал там до 1902 года. Вскоре Шорин со своей семьей приехал в Гороховец, купил бывший завод Семенычева, построил несколько цехов и приступил к производству котельных и судостроительных работ.
Датой основания Гороховецкого судостроительного завода принято считать 22 октября 1902 года.

В то время цехи завода Шорина представляли собой нескольких деревянных сараев, некоторые без стен. Обработка металла производилась под навесами, а сборка продукции под открытым небом. Стапеля целиком были деревянные.

Заводы Шорина. Гороховец / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Заводы Шорина. Гороховец / МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

В первые годы в механическом цехе, например, стояло только два старых ручных токарных станка: двое рабочих вращали за рукоятки огромный маховик, который приводил в движение вращающиеся части станка. Только в 1910 году, когда объем работ значительно возрос, в цехах установили несколько токарных и сверлильных станков, а также несколько двигателей.
Вид на Гороховецкий котельно-судостроительный завод / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Вид на Гороховецкий котельно-судостроительный завод / МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

Не было на заводе и никаких подъемных средств. Все тяжести поднимались вручную, огромные листы железа для корпусов барж переносила на руках специальная бригада рабочих. Вся заготовка деревянных деталей выполнялась плотниками и столярами вручную непосредственно на судах. Работать приходилось под открытым небом, на сквозняках, рабочие часто болели, ни о каком медицинском пункте, конечно, не было и речи.
Завод Шорина. На переднем плане шаланды для землечерпалок / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Завод Шорина. На переднем плане шаланды для землечерпалок / МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

Из воспоминаний ветерана труда, рабочего Гороховецко котельно-судостроительного завода Василия Ивановича Ухина [Источник – газета «Новая жизнь» №23–1984 г., А. Александров «Организация производства»].
«В октябре 1904 года я поступил на завод в качестве нагревальщика заклепок с окладом 25 копеек в день. Рабочий день продолжался с 6 утра и до 7 часов вечера, с перерывом на завтрак 0,5 часа и 1 час на обед. Оборудование имелось самое примитивное: 4 ручных пресса для колки листов, 2 пресса для колки углового железа, 2-3 ручных ножа для обрезки кромок листов и угольника.
Зенковка отверстий производилась вручную, коловоротом, посредством деревянного рычага. На судах, в углах поперечных и продольных переборок, сверловка производилась ручными «трещетками», изготовлявшимися на заводе.
Примерно в 1910 году на заводе был изготовлен двигатель системы «Болиндер», 2 токарных станка, 2 сверлильных и станок для штамповки заклепок.
Позднее был установлен второй двигатель, 2 токарных станка, кромкострогальный станок, комбинированные ножи и трех-валковые вальцы для правки листового металла, были установлены вентиляторы для дутья в кузнечных и гибочных горнах.
Я проработал нагревальщиком два года, потом перешел в подручные клепальщика с окладом 45 копеек в день. Когда мне исполнилось 19 лет, я стал клепальщиком и получал 80 копеек в день».

Тем не менее, даже в таких полукустарных условиях завод строил современные на то время пароходы. Так, в 1907 году именно на Гороховецком котельно-судостроительном заводе была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» длиной 172 м, шириной 24 м, высота борта составляла 3,85 метра, грузоподъемностью 9150 тонн. Многие историки речного флота считают «Марфу Посадницу» – первым речным танкером.

Баржа "Марфа Посадница" / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Баржа «Марфа Посадница» / МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

Постройку баржи заказал председатель Нижегородского биржевого общества Дмитрий Васильевич Сироткин.

Проект баржи подготовил и запатентовал русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Однако чертежи Шухова были доработаны заводчанами в техническом отделе завода Шорина с целью увеличения размеров судна. В результате водоизмещение баржи было увеличено почти в пять раз.

Владимир Григорьевич Шухов / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Владимир Григорьевич Шухов / МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

Первые отечественные речные наличные баржи появились примерно с 1885 года. Проектировкой судов и строительством занимался Владимир Григорьевич Шухов, которого называют одним из основателей нефтеналивного флота в России. До 1917 года по проектам Шухова было построено 82 баржи различной грузоподъемности.

Характерная особенность баржи заключалась в закругленной форме носовой оконечности, благодаря чему судно было способно легко ходить по мелководью, а буксировать ее мог (даже при такой грузоподъемности) самый обычный маломощный буксир.

В 1908-1910 годах на заводе были построены еще две подобные баржи: «Наталья Нарышкина» и «Боярыня Морозова», а в 1913 году для Астраханского «холерного рейда» была построена 200-метровая баржа-больница.
После Октябрьской революции 1917 года Шорин добровольно передал завод под контроль рабочих.

Дмитрий Васильевич Сироткин / МБУК "СКЦ им. П.П. Булыгина"

Дмитрий Васильевич Сироткин / МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина»

В книге И.А.Шубина «Волга и волжское судоходство» (1927 года издания) о заводе Шорина говорится следующее: «Котельный завод Ивана Александровича Шорина, также в г.Гороховце, кроме пароходных котлов, делал только железные баржи и достиг в этом большого совершенства, так что, когда Дмитрий Васильевич Сироткин (председатель Нижегородского биржевого общества) задумал создать свою знаменитую «Марфу-Посадницу», он заказал ее по своим чертежам заводу Шорина. Последний с честью выполнил задание, после чего построил еще ряд однотипных барж-гигантов по заказу Сироткина, а затем общества «Волга» и товарищества «Нобель». К тому времени товарищество «Нобель» разрабатывало свою программу постройки баржевого железного каравана, для чего предприятием был даже сделан особый заем в 10 миллионов рублей. Появление «Марфы-Посадницы», конечно, не могло не обратить на себя внимание фирмы Нобеля и представители и инженеры ее с разрешения Сироткина сделали не один рейс на новом судне с разными измерительными приборами. Результаты оказались блестящими и товарищество «Нобель» немедленно же заказало на Кулебакском заводе целую флотилию наливных баржей по типу «Марфы-Посадницы», произведшую в баржевом судостроении такой же переворот, как некогда в паровом судостроении пароходы американского типа».

Умер Иван Александрович Шорин 26 марта 1918 года в возрасте 58 лет. По постановлению заводского комитета, гроб с телом Ивана Александровича от села Красного и до старообрядческого кладбища возле деревни Выезд несли на руках, а в течение всего шествия громадной похоронной процессии на заводе не переставал гудеть гудок.

(продолжение следует…)
Читайте также: Судостроительный завод на родине Штирлица. Часть 2.

Подготовил Владислав Букин
По материалам сайта Корабел.ру
Материалы и фотографии предоставлены МБУК «Современный Культурный Центр им. П. П. Булыгина» (г. Гороховец).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники



Просмотров: 17
  • Оставьте свой комментарий