Первые в науках

Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Наверное, вряд ли найдётся кто-то, оспаривающий эту русскую поговорку. Имея возможность улучшить своё положение, абсолютное большинство использует её, и мы зачастую с удивлением смотрим на тех, кто этими возможностями пренебрегает. Иногда не понимая, или не желая понять. Карьера, место жительства, окружение… Так было во все времена.

Первым по успеваемости выпускникам духовной семинарии открывалась прямая дорога в одну из духовных академий России к продолжению обучения. Многие так и делали, перебираясь на жительство в столицы и крупные центры (Москва, Казань, Санкт-Петербург, Киев), утоляя жажду знаний, получая доступ к обширным библиотекам, а в наставники – мудрейших мужей мира науки. Как не использовать такую возможность? Тем более, академическое образование и полученная учёная степень давали ещё большие перспективы и для самореализации, и для устройства своего бытия. А после академики, как правило, возвращались профессорами и учителями в стены семинарий и духовных училищ. Но были и исключения, достойные внимания и восхищения.

Один из ярчайших примеров – биография Ивана Михайловича Тихомирова, сына палеховского причетника, из отличников пошедшего на священническое служение в Муром, откуда после по вдовству поступившего в духовную академию и принявшего монашеский постриг с именем Савва.

Давайте познакомимся и вспомним выпускников Владимирской семинарии, избравших стезю сельского священника взамен академическому образованию с его широкими возможностями. Известнейшим пастырем из череды первых студентов семинарии был Михаил Ксенофонтович Нарбеков, служивший в городской Введенской церкви. В 1862 году он третьим по успеваемости закончил обучение и поступил учителем сначала в село Вареж Муромского уезда, а после во Владимирское духовное училище. В 1865 году Михаил Ксенофонтович рукоположен во священника в Вязники, где во Введенской церкви прослужил до 1900 года. А после священствовал еще в Александро-Невской тюремной церкви. Примечательно, что тесть Нарбекова, пастырское место которого Михаил Ксенофонтович принял, также показал выдающиеся успехи во время обучения: Адриан Исидорович Штерн закончил семинарию шестым учеником. Его познания в немецком языке были настолько хороши, что отразились на присвоенной ему фамилии – Stern (звезда, нем.). После двух лет преподавания этого одного из сложных языков, он в 1832 году был определён в Вязники. А недалеко его родина – несуществующий уже погост Саварня Вязниковского уезда.

Первые в науках
НАРБЕКОВ М.К., Введенская церковь

В 1844 году третьим же учеником закончил семинарию Иван Матвеевич Смирнов. Он длительное время занимался преподавательской деятельностью в духовных училищах Переславля, Шуи и Мурома. Последнему отдал более четверти века. В мае 1878-го Иван Матвеевич назначен настоятелем вязниковского Казанского собора, коим пробыл до самой смерти в 1902 году. Ему будет посвящён отдельный материал.

В тот же 1844 год и тоже третьим учеником (из другого отделения) был выпущен однокашник Смирнова – Александр Семёнович Доброхотов, сразу определённый в село Красное Вязниковского уезда. Там он служил до выхода на покой в 1881-м. На момент рукоположения в Красное Доброхотова, в этом селе уже священствовал о. Николай Кедровский, также отличник-семинарист.

А в Груздево, например, с 1836 года служил семинарист с редким в те времена, а сейчас и подавно, именем Разумник Лебедев. Он был четвёртым по успеваемости среди товарищей. Четвёртым же окончил семинарию Флегонт Иванович Лавров, 37 лет священствовавший в Казанском соборе и погребённый, как и И.М. Смирнов, у его стен.

Среди отличников, отринувших академическое образование, нельзя не отметить Дмитрия Ивановича Лекторского. В 1880 году он первым учеником закончил семинарию, два года преподавал, а в 1882-м, женившись на Клавдии Ильиничне Соколовой, занял священническое место своего тестя при Христорождественской церкви Никологорского погоста. Он прослыл красноречивым проповедником, усердно обращая старообрядцев к «истинной православной вере».

Между прочим, весьма распространена была практика преподавания студентами-отличниками сразу после окончания семинарии. Иные, ещё обучаясь там, уже вели преподавательскую деятельность. Как домашними учителями, так и в стенах alma mater, становясь наставниками для младших товарищей. Семинарское образование весьма высоко ценилось и ему отдавалось должное. Достаточно взглянуть на список «недуховных» предметов, постигаемых семинаристами, чтобы ощутить подаваемый в «бурсе» объём знаний: всеобщая и русская гражданская история (не считая библейской, русской и церковной), русская словесность, алгебра и геометрия, физика, логика, психология, философия (весьма популярные), церковное пение, медицина, церковно-славянский язык, а ещё языки еврейский, греческий, латинский, французский и немецкий! Знаете вы сейчас кого-то, кто ведёт разговор хотя бы на двух языках? А на трёх? Единицы, а то и вовсе нет. А тогда священник мог свободно изъясняться на любом из них, а иные переписку вели. Включая обязательные латынь, церковно-славянский и еврейский! Одной из целей церковной реформы 1860-1870 гг. было как раз обеспечение светских ведомств этими образованнейшими людьми своего времени, в первую очередь пополнение учительских штатов в школах и училищах, да «разгрузка» духовного ведомства от переизбытка ежегодных претендентов на дефицитные священнические и диаконские места. Вот и шли вчерашние семинаристы, не ограниченные теперь сословными границами и получившие свободу выбора дальнейшей дороги в армию, медицину, в политику даже…

Но вернёмся к нашим отличникам. Если говорить об учителях, то здесь следует вспомнить Ивана Гордеевича Малинина, пятого выпускника Владимирской семинарии 1868 года, бывшего домашним учителем в Вязниках; Кедровского Николая Ивановича – второго по успеваемости в семинарии, учителя земской школы в селе Помогалово и внука о. Николая, что из отличников вышел священником в село Красное. Конечно, это Василий Павлович Скипетров, служивший с 1891 года псаломщиком в Покровской кладбищенской церкви и параллельно учителем в Сеньковском училище. Через год он уволился из псаломщиков, перейдя преподавателем сразу в два училища: Сеньковское фабричное и городское приходское. В советские годы Василий Павлович также преподавал в школе. Его женой была племянница Михаила Ксенофонтовича Нарбекова.

В Казанском соборе также служил некогда первый ученик Андрей Яковлевич Розанов. Правда, по окончании семинарии Андрей Яковлевич таки пошёл далее и по назначению семинарского начальства попал в Московскую духовную академию. Менее года длилось пребывание его в стенах академии: в марте 1867-го Розанов подал прошение об увольнении по болезни, а уже в июне был определён к главному вязниковскому храму. Здесь о. Андрей помимо службы в соборе, законоучительствовал и исполнял требы (в том числе и безмездно) в расквартированных в городе воинских подразделениях. Те же духовные требы добровольно и без всякой платы он исполнял в лазарете, где излечивались раненые на Балканах (в 1881 году был награждён знаком Красного креста). Розанов составлял и сказывал яркие проповеди. Он был членом благочиннического совета и благочинным, смотрителем свечного склада и членом училищного совета. Ему был пожалован наперсный крест от Св. Синода, а в 1892 году прихожане поднесли золотой крест с украшениями. В 1894 году Андрей Яковлевич умер, более четверти века отдав службе во владимирской глубинке. Его дочь Елизавета вышла замуж за Степана Чернобровцева – бывшего семинариста, ставшего врачом в Шуе. Сын Пётр тоже стал врачом. А дочь Юлия вышла замуж за Александра Ильича Вознесенского, занявшего место умершего тестя в Казанском соборе. Александр Ильич также из числа отличников-семинаристов.

Разумеется, упомянутые здесь – лишь немногие, кто отличился в науках и избрал местом службы провинцию. При этом стоит понимать, что высокие показатели в учёбе не всегда гарант исключительности деловых и человеческих качеств. И наоборот.

Первые в науках
ЧИХАЧЁВ Н.П., село Палех

Первые в науках
А.И. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Казанский собор

Ирши Гук, «Вязниковское вольное краеведческое общество им. протоиерея К.А. Веселовского».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий