Разговор с настоятелем храма

Неделя началась с праздника Преображения Господня, и «Ярополч» в гостях у настоятеля храма в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского, расположенного в микрорайоне Нововязники, помощника благочинного по делам молодёжи, протоиерея Сергия Арапова.

Три Спаса

Отец Сергий, 19 августа вязниковцы отметили Яблочный Спас. Что этот день означает для православных верующих, какие существуют обычаи и традиции?
— Яблочный Спас – больше народное название. По церковному уставу он называется праздником Преображения Господня. Господь поднялся на гору Фавор, взяв с собой трёх учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Они молились, и во время молитвы Господь преобразился, одежда и лицо его стали светиться, как солнце. Этот свет исходил от самого Бога. Таким образом Господь показал ученикам свою божественную природу. В это время на гору явились пророк Моисей и пророк Илья. Это – самое главное, то, в чём состоит праздник.

Разговор с настоятелем храма

А причём здесь яблоки?
— Многие народные традиции тесно соединены с православными праздниками. Чтобы разобраться, почему к этому дню был приурочен Яблочный Спас, нужно вспомнить Ветхий Завет, в котором все начатки плодов приносились в храм Божий.
Вера к нам пришла из Греции, где к концу августа созревает виноград, из которого делается вино, используемое в богослужениях. Берётся вино и претворяется в кровь Христову, поэтому виноград для нас очень важен. И вот до этого дня монахи в монастырях не вкушали виноград. В нашей средней полосе таких виноградников нет, и в храмы в этот день люди приносят и освящают яблоки, груши и иные плоды. Мы благодарим Господа за то, что Он даровал нам их.
К сожалению, сегодня яблоки нередко перекрывают образ Спасителя. Часто люди идут в храм не потому, что Господь Преобразился, и, значит, надо самим преображаться и делать свою жизнь более духовной. Люди видят, что попроще – яблоки.

Кроме этого Спаса существуют и другие. Расскажите о них.
— Яблочный Спас – второй по счёту. Всего же существуют три Спаса, которые проходят во время Успенского поста, начавшегося 14 августа. Первый Спас – Изнесение Креста Господня. Частицу креста, на котором был распят Господь, привезли в Константинополь из Иерусалима и носили по улицам города во время эпидемических болезней. Эпидемии затихали, и болезни уходили. И опять же сегодня народ больше почитает не сам крест, а мёд, так как этот Спас прозван Медовым.

Третий Спас будет 29 августа – после Успения Господня. В этот день почитается нерукотворный образ. Господь омыл своё лицо, приложил ткань, на которой отразился Его образ. Этот образ принесли царю Авгарю, чтобы он получил исцеление.

Мы должны понимать, что первый Спас – не медовый, второй – не яблочный, а третий – не ореховый. За внешними празднествами и народными обычаями стоит устав Церкви. Нельзя забывать суть.

Разговор с настоятелем храма

Православная служба

Отец Сергий, как получилось, что Вы пришли в православие и стали священником?
— Конечно же, Господь говорит, что не вы Меня избрали, а Я вас избрал. Это промысел Божий, и у каждого человека на земле есть своё предназначение. Но есть и свободная воля человека, когда он выбирает то или иное дело в жизни.
То, что произошло со мной, – это тоже промысел Божий. Всё закладывалось ещё в детстве. Родился я в 1973 году. Как и многие советские граждане, мои родители стали отходить от веры, а бабушки остались. В нашей деревне храм был закрыт, и ближайший приход находился километров за шестьдесят. В тот храм меня возили бабушки на поезде, и именно их воспитание стало началом выбора пути священника. Они подавали мне пример, я видел, как они молились, сам участвовал. Хотя, конечно, некоторое время оставались сомнения, как и у каждого человека, — есть Бог или нет, а зачем всё это. В то время на веру были гонения, и в школе страшно было об этом даже говорить.

Разговор с настоятелем храма

Что стало решающим фактором в принятии решения?
— Изначально я ходил в храм, причащался, исповедовался. Но это было непостоянно – периодами. Повлияла паломническая поездка в Дивеево в 1994 году, когда внутри меня произошло осознание того, что без Бога, без заповедей Божьих невозможно правильно устроить свою жизнь. Влияние оказали и родственники, служащие в церкви, — священники, иноки, монахи…
Было желание пойти в монастырь, но так получилось, что я поступил учиться в Гусевское духовное училище на псаломщика и преподавателя воскресной школы. После – заочно окончил Владимирскую духовную семинарию. И вот там уже началось осознание православия – когда я на лекциях сидел и плакал от радости, что имею возможность узнать историю Ветхого и Нового Заветов, понять, почему Господь дал Церковь для нашего спасения.

Разговор с настоятелем храма

Помните первые годы службы в Вязниковском районе?
— Был алтарником, помогал в храме. После того, как я женился был рукоположен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в диаконы, а затем в священники и направлен служить в г.Вязники. В 2000 году начал вести службы в Крестовоздвиженском храме, и через два года меня перевели в приход Нововязников. Мы восстанавливали местный храм, там было много работы по хозяйственной части, создавали церковную общину…

Как за последние годы меняется количество прихожан? Кто сегодня составляет основную массу верующих?
— Число прихожан остаётся примерно на том же уровне. Одни люди уходят в иной мир – им на смену приходят другие. В Нововязниках ориентировочно человек пятьдесят постоянных прихожан. Но если взять всех, кто заходит в храм или хотя бы раз в году причащается, то таких наберётся около трёхсот человек. Приходит в церковь и молодёжь – например, родители, чтобы крестить своих детей. Из них только единицы начинают посещать храм постоянно. Это очень тяжело для молодых – выбрать время в выходной день, чтобы прийти в церковь. В основном приход состоит из пожилых людей.

Для чего нужно посещать храм?
— Бог создал Церковь для того, чтобы нам, людям, спастись от греха – от всего плохо, что нас ведёт к погибели вечной. Человек исповедуется в своих грехах, старается жить по заповедям Божьим и изменить свою природу в лучшую сторону. Как святой Серафим Саровский изменялся сам и вокруг него спасались другие, так и мы. Если в семье хотя бы один человек молится за род свой, тогда и у остальных членов семьи наступает благоденствие. Церковь необходима нам для спасения души, для благоустройства семьи, города, государства, всего мира.

Беседовал Максим БЕСПАЛОВ.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий