Являясь убеждённым сторонником теории о незримых нитях, заплетающихся самым невероятным образом и связывающих эпохи, пространства и людей, в который раз убедился в существовании оной, восхитившись кружевам, которые выписывает Клио. Эта теория – нечто большее, чем версия о пяти или шести рукопожатиях – более объёмна, более глубока и значительно шире.
Познакомился с «бывалым походником» Геннадием, который вывел меня на свою страничку ВК, посвящённую погосту Веретево / Веретьево – старинному месту среди ковровских болот, благодаря коим, наверное, там уцелела красивая двухэтажная каменная церковь начала XIX столетия с главным престолом в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Одиннадцать лет в этой церкви священствовал Николай Александрович Харламов, перемещённый в 1864 году в суздальское село Гавриловское. А за год до отъезда у него родился сын, также названный Николаем. Впоследствии Николай Николаевич стал художником. Пожалуй, известнейшая его работа это эскизы к мозаике петербургской церкви Воскресения Христова – храма Спаса на Крови, выстроенного на месте смертельного ранения императора Александра Второго.
Но речь не о нём, а о его племяннике – Николае Андреевиче Гвоздецком, чьё имя широко известно. Но… В учёном мире.
Николай Андреевич родился в Санкт-Петербурге в конце 1913 года, однако детство провёл в Иваново-Вознесенске, где окончил одновременно школу и музыкальное училище. В 1932 году он поступил в МГУ на географическое отделение, а по окончании университета в 1938-м оставлен при нём в аспирантуре НИИ географии. С началом Великой Отечественной войны учёный-географ Гвоздецкий отправлен на фронт в состав картографической части. В 1943 году Николай Андреевич защитил докторскую диссертацию на тему «Орография Большого Кавказа». После демобилизации в 1946 году Гвоздецкий поступил доцентом в Московский государственный педагогический институт. В то время при помощи К. Ворошилова он получает квартиру (три комнаты в коммуналке), где прожил все последующие годы почти до конца своих дней.
В 1948 году он переходит на кафедру физической географии СССР географического факультета МГУ, где защищает докторскую диссертацию о карстовых областях Большого Кавказа. Гвоздецкий участвовал во многих экспедициях: на Кавказ, Тянь-Шань, Карпаты, Урал, Памир, а также в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Кубу. Результатом его исследований стали более 50 книг и несколько сотен статей. Он стал одним из составителей учебника для ВУЗов, редактировал учебник по физической географии для 5 класса – книгу, которые многие из нас держали в руках. Под руководством Николая Андреевича подготовлено 5 докторов, 23 кандидата. Он состоял председателем Учёного совета МГУ, будучи награждённым Большой Золотой Медалью Географического общества СССР, состоял его почётным членом. В 1698 году Гвоздецкий стал лауреатом премии МГУ имени Д. Анучина, в 1974-м награждён золотой медалью имени Н. Пржевальского. Помимо этого, имел золотые медали иностранных обществ и университетов…
По воспоминаниям коллеги Гвоздецкого – Юрия Голубчикова, Николай Андреевич прекрасно игра на фортепиано, очень хорошо рисовал (его работы представлялись на отдельной выставке в МГУ, ими иллюстрированы книги).
Ну а что же те незримые нити, о которых я сказывал в самом начале?
Отцом Николая Андреевича был владимирский губернский земский агроном Андрей Калинникович Гвоздецкий, состоявший в чине титулярного советника. В самом начале XX столетия он был «взят на заметку» полиции как участник дела «Северного союза РСДРП». В конечном итоге революционно настроенного земского агронома (по мнению полиции, он распространял литературу и выделял денежные средства для партии) в 1903 году выслали в Архангельскую губернию. Правда, менее, чем через полгода Андрей Гвоздецкий был освобождён от отбывания.
В то время, когда будущий учёный-географ Коля Гвоздецкий ходил в Иваново-Вознесенске в школу, Андрей Калинникович преподавал там в политехническом институте.
Матушка же Николая Андреевича – Серафима Николаевна – была дочерью веретевского (вернее, уже гавриловского) священника Николая Харламова и сестрой автора мозаик Спаса на Крови. Она была учительницей и в самом начале своей карьеры, ещё не будучи в замужестве, несколько лет преподавала в Вязниках в фабричном училище при фабрике купцов Сеньковых (последнее упоминание там – в 1908 году). Что увлекло её прочь из Вязников – не ведомо. Скорее всего, жизненные пути Серафимы Николаевны и Андрея Калинниковича пересеклись и стали причиной отъезда сначала в Петербург, а после – в Иваново-Вознесенск.
Кстати, брат Серафимы Николаевны Харламовой-Гвоздецкой и дядя Николая Андреевича Гвоздецкого – художник Николай Харламов – был директором Холуйской школы иконописания (слобода тогда состояла в Вязниковском уезде). Свой жизненный путь он также завершил на вязниковской земле (правда, отошедшей в состав Ивановской области) – в селе Тименка / Тименки, при Казанской церкви которого был похоронен в 1935 году.
Племянник вязниковского художника, сын бывшей вязниковской учительницы и бывшего владимирского агронома, названный в честь деда-священника, Николай Андреевич Гвоздецкий умер в Москве 10 октября 1994 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Его именем названо множество географических объектов, в том числе карстовая шахта в крымском массиве Караби-яйла и ледник в горной цепи Джунгарский / Семиреченский Алтау, разнеся по миру кусочки нашей общей – владимирской – истории.
Автор:
По материалам