Виды вязниковского Заречья давно уже стали одной из визитных карточек нашего города. Действительно, будучи на «толмачёвском» Венце, трудно удержаться и не запечатлеть чарующие бесконечные заклязьминские дали или не сфотографироваться на их фоне. И каждый раз в объектив камеры или оптического прибора попадает одинокая церковь по ту сторону реки. Приезжий, полистав в гаджете, найдёт название — «Золотая Грива». Вязниковец с теплом возразит, как слышал от отца и деда: «Золотуха…».
В отличие от многих сёл, чьи истоки и происхождение теряются и, в силу многих причин, уже вряд ли будут открыты, история Золотой Гривы вполне обозрима.
Некогда в здешней местности находилась Борисоглебская пустынь – небольшой монастырёк с деревянными церквушкой и двумя десятками монашеских келий на берегу Великого озера, подле нынешней деревни Ново (вернее её остатков). Между прочим, по одной из версий, насельник этой пустыни – монах Серапион – стал основателем ныне восстанавливаемой Серапионовой пустыни.
В Борисоглебской обители помимо монашествующих жил белый священник, проводивший службы и сотворяющий требы для мирского люда окрестных деревень. В 1702 году (как раз в бытность монаха Серапиона) пустынь особым указом оказалась закрытой для прихожан, и ими было решено построить свою отдельную церковь. Уже в следующем году в пустоши Язвицкая грива, Золотово тож – на возвышении, куда не добиралась вешняя клязьминская вода – была возведена деревянная церковь, которую освятили в 1704 году во имя благоверных князей Бориса и Глеба. К церкви определили причт из священника и дьячка, отдав им во владение сенные покосы и около двух десятин дровяного леса. В 1707 году подле Борисоглебского храма появилась ещё одна церковь – зимняя, освящённая во имя мучеников Флора и Лавра.
К концу XVIII столетия село «Золотова грива на правом берегу истока Бродового» упоминается с деревянной церковью «святых мученик Бориса и Глеба», с «хорошим лесом дровяным», пашенными и неудобными землями, принадлежащих церковному причту. Чуть ранее там упоминается поп Иван, служивший в Борисоглебской церкви в 1766 и 1782 годах.
В 1840 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) начат постройкой каменный храм, возводимый «на доброхотнодательские суммы». Бывшую доселе деревянную церковь сразу разобрали и употребили на обжиг кирпичей. Глину добывали здесь же.
Двадцать лет шло возведение новой церкви. Не дожил до счастливого дня освящения инициировавший постройку священник Стефан Павлович Анировский. В 1860 году церковь была освящена в прежнее наименование – в честь благоверных Бориса и Глеба с приделом во имя мучеников Флора и Лавра.
Забота о новом храме легла на плечи о. Козьмы Соколова. В 1846 году он окончил семинарию и поступил диаконом в одно из сёл Вязниковского уезда. В сентябре 1858 года епископом Владимирским и Суздальским Иустином (Михайловым) Козьма Иванович был рукоположен во священника и определён к строящейся золотогривской церкви на место умершего о. Анировского. Его деятельность о храмовом благолепии дважды была оценена епархиальным начальством: в 1862 году о. Козьма удостоился одобрения епископа, в мае 1867 года он был награждён набедренником «за ревностное устройство церкви», а снабжение церкви иконами, утварью и богослужебными книгами определялось как достаточное.
В 1887 году умершего настоятеля Козьму Соколова сменил Василий Скороспелов. Окончив семинарию, он пятнадцать с лишком лет учительствовал и преподавал закон Божий в народных школах Шуйского и Вязниковского уезда. У алтаря Борисоглебской церкви о. Василий простоял бессменно 45 лет и был возведён в сан протоиерея. Его обошла стороной первая волна красных репрессий, он умер в 1931 году своей смертью, дома, будучи уже глубоким старцем и был погребён за алтарём Борисоглебского храма.
Проживали члены причта, а также заштатное и «сиротствующее» духовенство здесь же – в Золотой гриве – при церкви в деревянных домах. Между прочим, от названия села происходили фамилии духовных лиц, служивших в нашей епархии. Так, будущий священник владимирского села Кишлеево Илья Золотовский, обучаясь в семинарии, получил фамилию по месту своего рождения.
Впоследствии, уже заштатным, Илья «Золотовецкий» приложил в церковь родного села два банковских билета, от которых ежегодно в пользу причта получалось процентами до 18 рублей! Ещё один Золотовский – Андрей Иванович – служил священником совсем рядом, в той самой Борисоглебской пустыни, которая при Екатерине II была обращена из монастыря в приходскую церковь.
Длительное время золотогривский приход был небольшим, здесь насчитывалось всего четыре деревни: Рамень, Большие и Малые Удолы и Дегтярня. В середине 1870 годов из прихода Кинешемского погоста к Борисоглебской церкви оказались выделены деревни Артёмкова, Заборочье и Федоркова, жителям которых было гораздо ближе ходить на службу в Золотую гриву. И если в 1867 году в приходе Борисоглебского храма состояло 668 прихожан обоего пола, проживающих в 84 дворах, то в 1893 году в 125 дворах проживало 1177 человек, а ещё через четыре года – 1213 прихожан.
После смерти протоиерея Василия Скороспелова, место настоятеля занял вдовый священник Фёдор Васильевич Радугин. Как и большинство своих предшественников, он окончил Владимирскую семинарию, служил в селе Алачино и погосте Медуши Ковровского уезда, где в 1930 году был арестован и приговорён к трём годам высылки в Северный край. В 1937 году его снова арестовали в Золотой гриве, обвиняя в контрреволюционной агитации по печально знаменитой пятьдесят восьмой статье. Семидесятитрёхлетнего священника расстреляли.
Только в 1995 году Борисоглебская церковь решением Законодательного собрания области объявлена памятником градостроительства и архитектуры регионального значения, потеряв к тому времени завершение колокольни, ограду со Святыми вратами, стенную роспись и внутреннее убранство. Впрочем, известны случаи, когда памятники истории и культуры исчезали вовсе и их не спасали охранные грамоты государства. Участь полного разрушения миновала церковь Золотой гривы. Видная практически с любой высокой точки города, белым корабликом она продолжает привлекать внимание среди зелёно-голубого моря родного для каждого вязниковца заклязьминского пейзажа и радовать сердце – храм восстанавливается!
Автор:
По материалам