«Горицы — Родина, Палех — Отечество». Архиепископ Савва(Тихомиров)

Архиепископ Савва (в мире Иван Михайлович Тихомиров) – один из выдающихся деятелей Церкви, сочетавший пастырскую службу с научными изысканиями, благодаря коим широкой общественности открылись многочисленные недра многовековых церковных закромов. Преосвященный – уроженец Владимирской епархии, одинаково считающий своей малой Родиной и шуйскую, и вязниковскую земли.
Его отец – Михаил Сергеев – был бедным причетником Крестовоздвиженской церкви вязниковского села Палех. И отец отца тоже исполнял причетническую должность при палехском храме. Матушка будущего архиерея – Стефанида Ивановна – происходила из шуйского села Горицы, где её отец и дед были диаконами, а прадед – священником, после постриженным в монашество и убитым во времена своего настоятельства в вязниковском Николо-Шартомском монастыре.

Влача жалкое существование, сравнимое с бедностью церковной мыши, отец семейства, зарабатывая лишнюю копеечку, занимался столярничеством – стеклил рамы, да расписывал иконы, выводя одеяния святых на образах.

В 1819 году причетник Михаил сильно простудился и, будучи ещё нестарым человеком – всего 38 лет – оставил детей и жену, которая вот-вот была готова разродиться от бремени. Бедная вдова вернулась в родные Горицы, где 15 марта – почти через два месяца после смерти мужа – произвела на свет младенца, наречённого Иваном.

Мальчик родился хилым и болезненным, да так бы и помер, согласно старинной поговорке «дай, Боже, скотину с приплодцем, а детей с приморцем», но выходили чадо красным вином с растопленным сургучом, да водой с целебного камушка…

Село Палех – отечество архиепископа Саввы.

Стефанида Ивановна тем временем поступила просфорней в горицкий храм, где служил диаконом её родный брат, а Ване – дядя и крёстный. Через три года она построила дом, где поселилось всё семейство (в Горицы вместе с матерью переехали ещё три дочери). Постепенно жизнь налаживалась, хоть и была нужда во многом.

Детство Вани ничем не отличалось от детства крестьянских детей российской глубинки. Однако с ранних годов мальчик проявил особый интерес к церковному быту, облачаясь в ризы – бывшие в действительности платками, играя в богослужения. К шести годам Ванюша попросил мать купить ему азбуку и стал обучаться грамоте сначала у жены своего крёстного, а после на несколько месяцев мальчишку отдали местному дьячку Белоцветову, который для здешних мест был весьма учён, потому как обучался в семинарии, правда, не окончил её. Чистописанию Ваню научал зять Михаил Левашев – муж старшей сестры Марии Михайловны.

Восьми лет Стефанида Ивановна отдала сына в Шуйское духовное училище. Почти каждую неделю она ходила в уездный центр – за 19 вёрст от Гориц, принося Ванюше пироги. Между прочим, здесь Ваня получил фамилию Тихомиров (ни мать, ни отец фамилии не носили). Ученики помещались на съёмных квартирах. В одной из таковых в поистине суровых условиях жил и Ваня Тихомиров, деля единственную комнату с несколькими своими товарищами, самой хозяйкой и её родственницей. Постелями мальчиками служили войлочные подстилки, раскинутые на полу, одеялами – собственная одежда.

В 1830 году Стефанида Ивановна последовала вслед за мужем, приняв смерть от того же недуга, что свёл в могилу супруга, оставив Ване в наследство, как единственному ребёнку мужеска полу, дом в Горицах и кой-какие свои, да отцовы вещи. Дом вскорости был куплен дьячком из соседнего села, а хранителем вырученных денег до поры стал дядя и крёстный Ивана.

Обучение в Шуе продолжалось. В старших классах Тихомирова поставили старшим квартирным (наблюдение за «благоповедением» учеников на квартирах и исполнением заданных уроков) и цензором класса, блюдущим порядок. Два или три года Иван состоял письмоводителем у смотрителя училища, пел в хоре купца Киселёва… Каникулы он проводил в Горицах у дяди, да у сестры Марьи – в Дунилове.

В 1834 году Тихомиров окончил училище первым учеником и был принят во Владимирскую семинарию. Здесь он проявил себя прилежным в науках, чем обратил на себя внимание семинарского руководства. Состоял Иван Михайлович у учителей переписчиком проповедей, кои заказывались городскими священниками и профессоров-преподавателей, имевших академическое образование. Несколько месяцев Иван служил домашним учителем у проживавшего во Владимире шуйского помещика Лазарева-Станищева, с коим после семинарии судьба ещё раз сведёт его.

Среди немногих семинарских товарищей Ивана Михайловича был и Василий Богородский – будущий священник Троицкой вязниковской церкви, положивший начало вязниковскому краеведению. В дальнейшем Тихомиров поддерживал с ним переписку. В годы обучения в семинарии Иван познакомился со своим дальним родственником Ильёй Ивановичем Палеховским, служившим штаб-лекарем в Вязниках. О, незримые ниточки, связывающие судьбы и времена! Так получилось, что этого лекаря Палеховского в сентябре 1841 года отпевал причт Троицкой вязниковской церкви, где уже служил семинарский товарищ Тихомирова – о. Василий Богословский.

Надгробие родственника И. Тихомирова – вязниковского штаб-лекаря И.И. Палеховского. Вязники, при Крестовоздвиженской церкви.

В 1840 году, успешно сдав экзамены, получив аттестат, где оценка успеваемости по разным предметам простиралась от «хорошо» до «весьма хорошо» и «отлично хорошо», став вторым учеником выпуска, Иван Михайлович полагался к отборному экзамену для поступления в духовную академию, но перед самым испытанием занемог, а повторно проходить оное отказался, увидев в болезни промысел Божий. И это не смотря на то, что об академическом образовании Иван задумывался чуть не с первых дней семинарского обучения. Тихомирову была обещана должность лектора семинарии, и он с лёгким сердцем отправился навестить родных, а когда вернулся во Владимир, узнал, что лекторские должности упразднены.

Помыкавшись с последними 10 рублями в кармане, Тихомиров устроился «учить разным наукам» детей того самого помещика Лазарева-Станищева, пестуном коих стоял в бытность своего обучения в семинарии. Усадьба Лазарева располагалась недалеко от Шуи, в доме его была хорошая библиотека, коей Иван Михайлович пользовался без ограничений.

В июле 1841 года студента семинарии Тихомирова пригласили на должность смотрителя семинарской больницы, где он служил под началом М.И. Алякринского и даже давал уроки призреваемым в его доме сиротам. За всё время после выпуска Ивану Михайловичу дважды выпадал случай женитьбы с занятием священнического места. Сначала – в слободе Холуй Вязниковского уезда, где его обошёл более удачливый сокурсник, после – в юрьевское село Симу. Но тут уж Тихомиров сам отказался.

В октябре 1841-го Ивана Михайловича свели со вдовой умершего муромского священника Василия Царевского, которая специально приехала во Владимир в поисках жениха для своей дочери, дабы вместе с её замужеством было передано священническое место при тамошнем Богородицком соборе. Тихомирова вдове Царевской рекомендовали как «благонадёжного жениха». Иван поначалу отказывался принять место в Муроме, но архиепископ Парфений (Чертков) настоял на женитьбе, посулив Ивану Михайловичу к священническому месту учительскую должность в Муромском духовном училище. А когда Тихомиров съездил в Муром и познакомился там с Анной Васильевной – уж более об отказе не заговаривал.


В январе 1842 года Иван Тихомиров и девица Анна Царевская венчались в Богородицком соборе г. Мурома, после во Владимире вчерашний жених был рукоположен сначала во диакона, а затем во священника. Как и было обещано, вместе с определением к муромскому собору, Тихомирова назначили учителем 1 класса Муромского духовного училища. Поселился молодой иерей в доме тёщи, которой архиепископ Парфений повелел отдать вновь испечённому священнику половину оного. В свою очередь Иван Михайлович часть своих доходов определял семейству сирот Царевских. Сам Тихомиров вспоминает о жизни в Муроме как о мирной и благополучной. «Женой Бог наградил и умной и доброй», – так писал он о своей супруге Анне Васильевне.

В апреле 1843 года у Тихомировых родился первенец, наречёный Михаилом. Казалось, жизнь налаживается. Но вот 1 июня 1844 года смерть забрала Мишу, а вскоре занемогла и Анна Васильевна, отойдя в вечность в апреле 1845-го… Оставшийся в одно мгновение без семьи молодой иерей оказался на пути выбора – оставаться в Муроме у алтаря соборного, удалиться ли в монастырь или поступить в академию. Отвергнув два первые пути, Иван Михайлович решил поступать в Московскую духовную академию, обратившись к своей давней мечте о получении дальнейшего образования и, кажется, никогда с ней не расстававшийся.

Богородицкий собор г. Мурома. 1872 год.

И вот, заручившись поддержкой епархиального начальства, получив дозволение на поступление в академию, о. Иоанн, отслужив в качестве священника свою последнюю службу в муромском соборе, 23 июля 1846 года отправился в Троице-Сергиеву Лавру, куда прибыл в середине августа. Успешно пройдя испытания, Тихомиров оказался зачисленным в академию.

Постепенно склоняясь к монашеству, спустя два года после поступления в академию, Иван Михайлович подал прошение на имя митрополита Московского Филарета (Дроздова) о пострижении, которое состоялось 1 октября 1848 года с наречением ему имени Савва.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Владимир Гау, 1854 год.

В самом начале июля 1850 года, окончив Московскую академию со степенью магистра, Савва отправился на Родину и проехался по дорогим и милым ему местам. Через Владимир он приехал в Муром, где в Богородицком соборе сотворил службу уже иеромонахом. Оттуда – в Вязники: «Из Мурома …я прибыл в г. Вязники. Здесь на короткое также время остановился у своего школьного товарища и друга, священника В.П. Богородского: он принял меня с восторгом и разговорам нашим не было конца». Далее о. Савва отправился в Шуйский уезд, далее через Ростов и Переславль-Залесский обратно в академию, а оттуда – в Москву, где поселился в Заиконоспасском монастыре, что в Китай-городе на Никольской улице. Здесь Савва пребывал в ожидании указа о назначении его на должность синодального ризничего, в которую он вступил в начале сентября 1850-го вместе с определением настоятелем синодальной церкви во имя 12 Апостолов.

Московский Заиконоспасский монастырь.

В мае 1855 года о. Савва был возведён в сан архимандрита. Через 4 года его уволили от должности ризничего, определив ректором Московской семинарии и членом Московской духовной академии. А в 1860 году архимандрит Савва избран членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества. Способствовал сему избранию замечательнейший его труд «Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки», вышедший в год возведения в архимандрита. Открытие обществу сокровищ синодальной ризницы – бесценных предметов искусства и истории – сразу сделало автора известным в среде археологов.

здание «Указателя…» в редакции 1883 года.

Через год ректорства в Московской семинарии, архимандрита Савву определили ректором академии, ещё через год – в 1862-м – был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. А незадолго до хиротонии он посетил Владимир, куда был отправлен для проведения ревизии в семинарии, из стен которой был выпущен двадцать с лишним лет назад.

Летом 1866 года епископ Можайский Савва (Тихомиров) перемещён в Полоцкую епархию, в 1874-м – определён епископом Харьковским и Ахтырским, а в 1879 году – к месту своего последнего служения – в Тверскую епархию, где год спустя возведён во архиепископа.

Здесь он исполнил свою давнюю мечту и выпустил несколько томов о митрополите Московском Филарете, составленных в первую очередь из множества его писем. Здесь следует особо отметить отношения двух этих людей – выдающегося богослова своего времени и обладателя высокого духовного сана, коим был Филарет и скромного иеромонаха, коим Савва определён к нему ризничим. Савва с большим почтением и любовью относился к своему архипастырю, показывая сие шестнадцатилетней усердной службой в прямом подначалии у Филарета – сначала смотрителем ризницы, ректором после и, наконец, можайским епископом, став буквально первым помощником митрополита Московского. Филарет же, сам назначив когда-то выпускника академии Савву ризничим, впоследствии ни мгновения не жалел об этом определении, отвечая своему подчинённому и помощнику взаимной отеческой любовью и привязанностью. В бытность Саввы ещё ризничим, Филарет так обратился к нему: «Ты с честью проходишь свою должность и принёс на ней немало пользы»… «Отнимают у меня правую руку, моего викария, лучшего моего помощника», – так сетовал через десяток лет митрополит Московский Филарет на удаление Саввы епископом в Полоцк… Савва, пронёс чрез годы свою любовь к этому величайшему церковному деятелю, выразив её публикацией книг.

Переходя от должности к должности, из епархии в епархию, владыка Савва не терял связи со своими корнями, часто обращая взор ко Владимирщине – земле, его вскормившей, воспитавшей. В 1887 году он снова побывал в Муроме и снова совершил богослужение в Богородицком соборе – на этот раз архиерейское, потрясшее муромлян торжественностью и великолепием, впрочем, как и сам приезд такого высокого гостя в пору отсутствия радио и телевидения. Савва делал немалые жертвования на нужды заведений родной епархии. Им было определено 2000 рублей на учреждение стипендии во Владимирской семинарии и 1000 рублей – на оную же в Шуйском училище. В епархиальное Попечительство о бедных духовного звания он выделил 1000 рублей, в братство св. благоверного князя А. Невского – 100 рублей. Способствовал он и открытию бесплатной столовой в родном Палехе, о которой здесь уже рассказывалось.

Одной из последних работ архиепископа Тверского и Кашинского Саввы (Тихомирова) стала автобиографическая книга «Хроника моей жизни», охватывающая период с 1819 по 1851 годы. Эти воспоминания, написанные живым и интересным языком, являют собой ценный материал для любителей истории Владимирского края, наполненный множеством бытовых подробностей из жизни владимирской глубинки, среды духовенства XIX столетия, трогательных для современного читателя. Очень ярко и красочно описываются события и люди, а достоинства литературного слога автора нельзя не оценить: архаичной – тем милой, приятной – речи рассказчика, даже на бумаге будто неторопливой, плавной, дающей представление о самом человеке – архиепископе Савве.
Между прочим, сам Савва с младых лет отмечал в себе жажду знаний, начиная с той самой азбуки, купленной матерью по его просьбе. И в дальнейшем ему присущи были стремление к наукам, познание нового, а для современников всегда на виду были трогающие сердца его кротость, доброта, миролюбие, открытость.

К концу жизни у архиепископа начались проблемы со зрением. В начале 1896 года была сделана операция и после он даже смог работать с бумагами, не оставляя планов о продолжении автобиографии. Однако, к лету состояние ухудшилось. После елеосвящения 16 сентября, владыка начал угасать. Тлеющие силы поддерживались в нём небольшими дозами шампанского и подачей кислорода. В таком состоянии 77-летний старец провёл почти месяц и умер 13 октября.

архиепископ Савва Тихомиров
Неизвестный архиерей. Предполагается, что это – портрет епископа Саввы.

15 октября тело владыки изнесено из загородного архиерейского дома в Крестовую церковь. 16 октября состоялось погребение. Заупокойную литургию совершал архиепископ Рижский Арсений (Брянцев) в сослужении сонма чёрного и белого духовенства. Под пение гроб обнесён вокруг кафедрального Спасо-Преображенского собора и внесён внутрь, где уже была приготовлена могила на южной стороне храма.

Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Твери – место упокоение архиепископа Саввы (Тихомирова)

Так окончился земной путь монаха, заслуги коего увенчаны многими высокими почестями и наградами людскими (вплоть до ордена св. Александра Невского, правом ношения бриллиантового креста на клобуке и звания доктора церковной истории). Но ещё большими, чем ордена, звания и должности, знаками заслуг стали его археографические исследования, не теряющие интереса к себе и своей востребованности по сию пору. И память. Память о шуйском мальчике с вязниковскими корнями Ване Тихомирове — епископе Савве, в своих человеческих качествах едва имеющего себе равных. И средь ныне здравствующих в том числе.

Тверской Спасо-Преображенский собор в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года взорван. Могила архиепископа Саввы (Тихомирова) утрачена.

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Просмотров 522, сегодня просмотрели 1
0




Поделитесь новостью с друзьями
  • 1
  • 8
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    13
    Поделились

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Don`t copy text!