Абросимов день (Амвросий) 20 декабря 2017 года: что это за праздник, как его отмечают, приметы этого дня, традиции, история.
Народно-христианский праздник Абросимов день отмечается 20 декабря (7 декабря по старому стилю) каждого года.
В церковном календаре это день почтения памяти святого Амвросия, епископа Медиоланского и преподобного Нила Столобенского, новгородского чудотворца.
Другие названия праздника: Амвросий, Нил Столобенский.
Абросимов день — последний в череде важных дат завершающегося года, и следующий раз повод праздновать с размахом представлялся только в Рождество, об этом была такая поговорка: «Амвросий праздники отбросил».
История праздника. Амвросий
Амвросий родился в IV веке в городе Тревире (Италия) в семье знатных христиан. Он получил хорошее образование и стал управляющим нескольких провинций в Милане. После смерти отца Амвросий покинул город и переехал в Рим.
Повышая свое образование, он начал работать адвокатом, а затем и советником префекта. В 370 году был назначен на должность префекта в городе Медиолане. В 374 году он прошел крещение и занял пост епископа.
Амвросий пожертвовал все свое имущество церкви и до самой смерти вел строгий образ жизни. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с языческими идолами и арианством. Многим оказал помощь в принятии христианской веры, а полученное образование помогало ему избегать вражды и недопонимания.
В 397 году он отошел в иной мир.
История праздника. Нил Столобенский
Преподобный Нил Столобенский родился в конце 15 века в Новгородской области Деревской Пятины Жабенского погоста. Какое имя носил он в миру — неизвестно. О родителях преподобного известно только то, что они были крестьянами и людьми благочестивыми. Оставив родительский дом, преподобный удалился в Псковскую область в Крыпецкий монастырь, где и принял постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника.
В 1515 году преподобный Нил, решившись на отшельническую жизнь, по благословению игумена оставил Крыпецкий монастырь и удалился в лесную пустыню близ реки Серемхи в Ржевском уезде. 13 лет подвизался преподобный в дремучем лесу в непрерывной брани с кознями дьявола. Облачаясь в страшных зверей, змеев и гадов, бесы устремлялись на святого с диким свистом и воплем. Святой же, как мечом, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами.
Спустя несколько лет слух о богоугодной жизни преподобного распространился по окрестным селениям, и многие стали приходить к святому за молитвой и наставлением. Все приходившие получали от него, как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение, и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие. Тяжело было смиренному подвижнику от похвал людских. Он считал себя не утвердившимся в добре, а известность свою — опасной для души. Сильно возжелал он безмолвия и начал днем и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери о том, чтобы наставили его на путь спасения.
Однажды во время отдыха после молитвы преподобный услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер, там на острове Столобенском можешь спастись». Святой подвижник стал расспрашивать приходивших к нему людей об этом острове. Узнав, что остров этот находится в семи верстах от города Осташкова, что место это пустынно, и никто там не живет, преподобный в 1528 году оставил Серемхскую пустынь и с радостью отправился в путь. Придя на остров, преподобный Нил увидел, что место это весьма удобно для уединенного безмолвного жития, и поселился там.
Столобенский остров очень невелик. На нем рос вековой лес, где вызревало множество ягод. Преподобный Нил возлюбил это красивое место, окруженное со всех сторон водами Селигера. Святой подвижник выкопал в горе небольшую пещеру, в которой прожил зиму. С наступлением весны, он построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении преподобный начал свои труды и подвиги, радуясь духом, вознося ум свой к небесному, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии в будущей жизни. Отдыхал преподобный стоя, опершись на вбитые в стену «крюки».
Пищу он добывал своими трудами: он возделывал землю мотыгой, сеял хлеб и сажал овощи. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды дьявол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней свою молитву; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвой отогнал бесовское полчище.
За свои подвиги и терпение напастей преподобный Нил Столобенский принял дар прозревать тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему для пропитания рыбу.
Преподобный подвизался на острове Столобенском 27 лет и еще до кончины своей вскопал в часовне себе могилу и поставил там гроб. Приходя туда всякий день, он плакал над гробом о грехах своих. Когда, наконец, святой почувствовал приближение смерти, то молил Господа удостоить его причастия Святых Тайн. По молитве святого, желание его исполнилось. На остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил подвижника Святых Тайн. После причастия преподобный Нил вошел в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию. Потом, опершись руками на деревянные крюки, на которых он обычно отдыхал от телесной усталости, преставился к Господу. Было это 7 декабря (20 декабря по новому стилю) 1554 года.
На месте подвигов преподобного Нила Столобенского в 1594 году иеромонахом Германом был основан Богоявленский Нило-Столобенский монастырь, известный как Нилова пустынь. Обретение мощей преподобного Нила совершилось 27 мая (9 июня по новому стилю) 1667 года. В этот день было установлено ежегодное празднование. Ныне святые мощи преподобного Нила Столобенского почивают в Богоявленском соборе монастыря.
Традиции и обряды на Абросимов день
Главные традиции 20 декабря — подготовка к Рождеству, занятия шитьем или вышивкой, запрещается веселиться.
— На Руси этот день традиционно накладывал запрет на увеселительные гуляния до Рождества Христова, так как больше никаких крупных праздников не было. Абросимов день подводил символическую черту под праздниками уходящего года. «Преподобный Абросим сорок праздников отбросил», — приговаривали наши предки. С Амвросия уже потихоньку начинали готовиться к Рождеству. Женщины убирались в доме, меняли занавески, подметали, проверяли заготовки. Мужчины резали свиней и курей, коптили рыбу, сало и мясо.
— «Амвросий у Николы погостил — в душу девкам веру заронил: не за горами Святки», — говорили в народе. В этот день девушки принимались за шитье — «на грядущее житье», готовили себе приданое. «Красная шелчинка по серебряному полю снует — девка на житье шьет», — любовались родители мастерицами. Существовало поверье, что чем красивее будут наряды, тем быстрее на них обратят внимание женихи, и тем быстрее девушка выйдет замуж.
Приметы и поговорки на Абросимов день
— Погода на Амвросия является зеркальным отражением январской погоды. А следующие 11 дней показывают погоду на следующие месяцы. Так, погода 21 декабря показывает февраль, 22 декабря – март и так далее.
— Если стоит ясная погода – жди скорых морозов.
— Если солнце прячется в облаках – жди скорого снегопада.
— Если оно окутано туманным кругом (застилает дымка), то быть пурге.
— Если выпавший снег плотно лег к изгороди — будущий урожай будет бедным, а если между изгородью и снегом есть зазоры — богатым.
— Если снег лежит мокрый, то лето будет влажным и дождливым. Если сухой, то и лето будет сухим.
— Собираясь 20 декабря на охоту, нужно глянуть на собаку: если она валяется в снегу, идти нельзя — может в пути застать метель.
— Женщины, родившиеся 20 декабря — хорошие рукодельницы. Им следует носить черный агат или сердолик.
— Если восточный ветер порывистый стоять продолжительные холода.
— Кошка тянется к воде, много ее пьет, корова трясет выменем — к холоду.
Именины 20 декабря
Антон, Галактион, Григорий, Иван, Игнатий, Лев, Михаил, Павел, Сергей.