Родился будущий лётчик 6 декабря (19 по новому стилю) 1915 года в деревне Швариха, что состояла в приходе села Станки (в 2 ½ версте от села) и ныне не существует.
Рос Василий в городе Дзержинске. Там в 1930 году он окончил 6 классов школы, в 1932-м – школу фабрично-заводского ученичества, оттуда сразу поступив аппаратчиком на тамошний химзавод. Через два года он уехал в Вязники, где с 1934 до самого призыва в ряды Красной Армии работал счетоводом и табельщиком на фабрике имени Энгельса.
В декабре 1937 года Вязниковским районным военным комиссариатом Киселёв был призван в армию, где попал в Пермскую авиационную школу лётчиков. Закончив её в 1939-м году, он служил в частях ВВС на Дальнем Востоке и в Сибири.
С началом Отечественной войны Киселёв не был отослан на фронт, а, как отлично зарекомендовавший себя высококлассный мастер пилотирования боевого самолёта, оставлен для инструктажа пополнения рядов ВВС. Как говорится, «ставил молодняк на крыло»…
В 1942 году Василий Алексеевич принят членом ВКП(б).
В октябре-декабре 1943 года Киселёв – лётчик 2 отдельной учебно-тренировочной авиаэскадрильи Московского ВО, а потом был назначен командиром авиаэскадрильи 18 отдельного учебно-тренировочного авиационного полка 17 воздушной армии.
18 января 1944 года старший лейтенант Киселёв наконец отправляется на фронт, где занимает должность командира эскадрильи 94 гвардейского штурмового авиаполка 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1 Украинского фронта. Несмотря на то, что ход войны уже был повёрнут и конец Третьего Рейха предрешён, предстояли жаркие бои по освобождению Родины от фашистской заразы. Немцы, имея ещё достаточно сил, сопротивлялись отчаянно и жестоко.
12 мая 1944 года – за год до окончания войны – комэска Киселёв награждён орденом Красной звезды. Это был первый боевой орден нашего земляка.
Представление к награждению орденом Красной Звезды:
«За период боевых действий с 18.1.44 г. по 14.2.44 г. произвёл 13 успешных боевых вылетов, за что представлен к правительственной награде.
С 14.2.44 г. по 30.4.44 г. произвёл ещё 30 успешных боевых вылетов, где уничтожил: танков – 2, автомашин – 2, ж.д. вагонов – 3, подавил огонь 2-х орудий полевой артиллерии; до 20 солдат и офицеров противника.
8.4.44 г. при бомбардировке станции Сортировочная-Одесса, группа 10 самолётов, ведущим которой был т. Киселёв, уничтожила 8 вагонов и 1 паровоз. Все боевые вылеты т. Киселёв выполнял ведущим групп.
За период с 14.2.44 г. по 30.4.44 г. эскадрилья под его руководством произвела 130 успешных боевых самолёто-вылетов, не имея при этом ни одной потери.
За успешное выполнение 30 боевых заданий, уничтоженную технику и живую силу противника и проявленные при этом доблесть и мужество, – достоин правительственной награды орденом Красное Знамя».
Затем Василий Алексеевич награждается орденами Отечественной войны I степени дважды – 30 мая и 12 июня 1944 года.
Воюя на знаменитом штурмовике Ил-2 сначала гвардии старшим лейтенантом, затем капитаном, Василий Алексеевич вместе с эскадрильей принимал участие в Никопольско-Криворожской операции, освобождал Украину, Молдавию, а далее воевал в Польше, Германии, участвовал в Пражской операции…
Наводя ужас, на врага, пилоты Ил-2 на малых высотах проносились над немецкими позициями, буквально выжигая всё вокруг. Вооружённый пушками, пулемётами, авиабомбами и реактивными снарядами, революционный для своего времени штурмовик был грозным оружием в руках опытного пилота, которым являлся Василий Алексеевич. Немцы боялись налётов наших «илов» и заслуженно давали самолёту прозвища – «мясорубка», «Железный Густав»… Из-за огромного потенциала живучести немецкие пилоты звали штурмовик «бетонный самолёт». Ну а самое известное прозвище Ил-2 знакомо, пожалуй, всем – Schwarzer Tod («чёрная смерть»). Вот кем были наши «вторые илюшины» для фашистских захватчиков!!!
27 июня 1945 года гвардии капитан В.А. Киселёв был удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Василий Алексеевич остался в строю, продолжив службу в боевых частях Московского ВО. В 1949 году ему было присвоено звание гвардии майора, а в январе 1950 года боевой офицер перешёл на испытательную работу и был зачислен в Государственный Краснознамённый научно-испытательный институт ВВС, где испытывал новые модификации своего старого боевого товарища Ил-2 и созданного на его основе Ил-10.
17 июня 1950 года Киселёв совершал испытательный полёт на бомбардировщике Ту-2. Это был последний вылет нашего земляка. Самолёт оказался неисправен…
Похоронили Алексея Васильевича недалеко от дома, где он жил в последние годы – на воинском кладбище при станции Чкаловская Московской области. Сейчас посёлок Чкаловский – один из районов города Щёлково.
Из представления к званию Героя
«В Отечественной войне, с 18.1.1944 г. по настоящее время, работая в должности командира авиаэскадрильи, тов. Киселёв, произвёл сто одиннадцать успешных боевых вылетов, из которых девяносто три ведущим групп, шесть на разведку и двенадцать боевых вылетов ведомым.
Участвуя в операциях по освобождению Правобережной Украины, по завоеванию Днестровского плацдарма в районе Шерпень, а затем в составе 1-го Украинского фронта по освобождению союзной нам Польши, в районах Сандомирского плацдарма: Островец, Кельце, Ченстахов. При оккупации Германии в районах: Глогау, железно-дорожной станции Шосдоф, Хенихен, Коттбус, Либерозе, Тойпитц, Берлин.
Товарищ Киселёв, своими бомбардировочно-штурмовыми ударами, лично уничтожил: до двадцати танков, сорок автомашин, восемь орудий полевой артиллерии, три орудия зенитной артиллерии, взорвал три склада боеприпасами и горючим, пять бронетранспортёров, до тридцати повозок с военным имуществом, рассеял и уничтожил более двести пятьдесят солдат и офицеров противника.
За отличное выполнение боевых заданий, товарищ Киселёв награждён двумя орденами Отечественная война первой степени и представлен к Правительственной награде – ордену Красное Знамя.
Гвардии капитан Киселёв, является одним из лучших ведущих групп, которому всегда поручается выполнение сложных и ответственных заданий. Выполняя боевое задание и районе Широкая, южнее Кривого Рога, противник неоднократно контратаковывал наши наземные части, не давая им продвигаться в перёд. Тогда командование наземных войск запросило группу штурмовиков, с задачей нанести удар и сорвать контратаку противника с воздуха, чем самым дать возможность продвигаться в перёд нашим войскам.
Эта задача была поручена гвардии капитану Киселёву. Он с группой самолётов, являясь ведущим группы, мужественно произвёл над целью 6 заходов, героически громя противника. В результате мастерски нанесённого бомбардировочно-штурмового удара, сорвал контратаку противника, чем способствовал нашим наземным частям овладеть населённым пунктом Широкая, при этом группой было уничтожено: 6 танков, 3 бронетранспортёра, подавлен огонь двух батарей полевой артиллерии, расстреляно и частично уничтожено до роты пехоты противника.
При освобождении Правобережной Украины, в районе Новой Одессы, тов. Киселёв произвёл 8 групповых боевых самолёто-вылетов ведущим групп, где проявил исключительный героизм.
Выполняя боевое задание, с задачей подавить огневые точки противника в районе Новой Одессы, мешавшие наземным частям укрепиться на занятом плацдарме у противника на правом берегу р. Южного Буга.
Группа ведомая тов. Киселёвым наносила удар за ударом, выполняя команду наземной радиостанции. В результате мощного бомбардировочно-штурмового удара, группа подавила до 10 огневых точек, рассеяла и уничтожила до 40 солдат противника, чем дала возможность нашей пехоте и танкам переправится через реку Южный Буг и закрепить там занятые рубежи.
Противник отступающий под натиском наших войск к реке Днестр, поспешно вывозил военное имущество и стационарное оборудование военных заводов, эшелоны скапливались один за одним на станции 25 километров Северо-западнее г. Одессы. Нанесение удара в данный момент был необходим, эту задачу вызвался выполнить товарищ Киселёв, он группой 8 самолётов Ил-2, в совершенно неблагоприятных метеоусловиях вышел на цель. Своими бомбардировоно-штурмовыми ударами, разбил эшелон противника с живой силой и техникой, разрушил склад с военным имуществом, чем сорвал вывоз военного имущества и стационарного оборудования, группа товарища Киселёва получила благодарность от командования.
Гвардии капитан Киселёв, в боях по прорыву обороны немцев в районах: г. Львов, Владимир-Волынска, проявил исключительный героизм. Личным примером, тов. Киселёв воодушевлял своих ведомых на новые героические подвиги, в результате чего авиаэскадрилья под его личным руководством, только с 14 июля по 25 июля 1944 г., уничтожила: 18 танков, 6 бронемашин,, 25 автомашин с военным имуществом, 15 повозок, 4 батареи полевой артиллерии и до роты пехоты противника.
При занятии Сандомировского плацдарма имевшего весьма большое стратегическое значение, части была поставлена ответственная задача, способствовать закреплению занятых рубежей на этом плацдарме, не дать возможность контратакующему противнику спихнуть наши части на Восточный берег р. Висла.
При выполнении этой задачи особенно отличились группы ведомые товарищем Киселёвым. 28 Августа 1944 г., группе товарища Киселёва была поставлена задача, нанести мощный бомбардировочно-штурмовой удар по контратакующим танкам и пехоте противника в районе Подлесье западнее города Сандомир, где находилось численностью до 30 танков и батальона пехоты. Несмотря на большое насыщение зенитных средств и авиации противника прикрывающей его контратаку, группа товарища Киселёва произвела 8 заходов на цель и исключительно эффективным бомбардировочно-штурмовым ударом сорвала контратаку противника, не понеся ни одной потери в самолётах и экипажах. По подтверждению наземного командования, группа тов. Киселёва, уничтожила до 10 танков, 2 батареи полевой артиллерии и до 80 солдат, остальная живая сила противника была рассеяна пушечно-пулемётным огнём.
В боях по освобождению союзной нам Польши, тов. Киселёв, в районе Скаржиско-Каменна с 17.1.45 г., группой 9 самолётов Ил-2, действуя по уничтожению автоколонны противника, что сильно прикрывалась огнём зенитной артиллерии. Выполняя это задание, самолёт тов. Киселёва на 3-м заходе был подбит осколком снаряда зенитной артиллерии, пробита водяная система, но тов. Киселёв отлично владевший эксплоатацией самолёта Ил-2, собрал группу и повёл на свой аэродром, на пути к аэродрому один из ведомых его группы произвёл вынужденную посадку на территории противника. Тов. Киселёв видя, что группа немцев бежит к месту вынужденной посадки, с целью захватить в плен экипаж самолёта.
Товарищ Киселёв рискуя жизнью, на не исправной материальной части организовал круг над местом вынужденной посадки ведомого самолёта гвардии младшего лейтенанта Пасечник и пушечно-пулемётным огнём не допустив немцев к экипажу, чем дал возможность экипажу уйти от преследования противника в лес и там дожидаться прихода наших наступающих войск.
Экипаж гвардии младшего лейтенанта Пасечник благополучно через два дня вернулся в часть.
Этот героический подвиг, гвардии капитан Киселёв, совершил благодаря отличной технике пилотирования, умелой эксплоатации материальной части самолёта Ил-2, свято выполняя свой долг взаимной выручки в бою.
Товарищ Киселёв так же в боях по уничтожению окруженного гарнизона противника в г. Глогау проявил исключительный героизм, где произвёл 20 успешных боевых вылетов и мастерски наносил удары по точечным целям.
20.3.45 г., группа 6 самолётов Ил-2 ведомая капитаном Киселёвым, на станции Шосдорф зажгла военных эшелон в 100 вагонов. Результат подтверждён фотоконтролем.
При уничтожении окружённой группировки противника юго-восточнее Берлина, группа гвардии капитана Киелёва 22.4.45 г., действуя на железно-дорожном перегоне Либерозе – Ямлитц, разбила воинский эшелон с живой силой противника, пытавшихся перегруппироваться и нанести удар по нашим частям с целью прорыва нашей обороны и выхода из окружения.
Тов. Киселёв, работая командиром аваиаэскадрильи сумел сковать отличные группы, готовы выполнять любое задание командования не смотря на сложные метеоусловия. Его эскадрилья произвела шестьсот семь боевых вылетов с 26.2.44 г. по 30.4.45 г.
За произведённые сто одиннадцать успешных боевых самолёто-вылетов, лично уничтоженную технику и живую силу противника в боях, отличное руководство эскадрильей и проявленное при этом мужество, отвагу и неоднократное геройство, достоин награждения высшей Правительственной наградой, присвоения звания – Герой Советского Союза.» (орфография и пунктуация сохранена — И.Г.)
Именем отважного лётчика, Героя Советского Союза названа старейшая улица Вязников.
Вопиющим примером небрежения к истории является установка мемориальной доски в городе на доме, где с 1934 по 1937 годы жил Василий Алексеевич (ул. Советская, 54). Погиб Киселёв спустя пять лет после последних залпов Великой Отечественной, подняв бомбардировщик в мирное небо, не разорванное выстрелами зениток и крыльями со свастикой…
Автор:
По материалам