В 2018 году Гороховец отметит 850-летие. На юбилей в древний город приедет множество гостей. При подготовке к торжествам вокзал модернизируют, он не только приобретет первоначальный вид, но и станет современным логистическим центром, способным принимать и пропускать полноценный пассажиропоток.
Гороховец — один из туристических центров Владимирской области, входящий в Малое Золотое кольцо России. Его тихие улочки, сохранившие свой первозданный облик, река Клязьма, белокаменные храмы и монастыри, отражающиеся в ее водах, купеческие палаты и жилые дома XVII века, привлекают в наш город с каждым годом все больше и больше гостей.
Городов, сохранивших свою самобытную среду в России немного. А увеличивающийся интерес к Гороховцу требует усовершенствования не только его инфраструктуры, но и развития привлекательности района в целом. В прошлом году станция Гороховец, принимавшая в основном пригородные поезда, стала местом плановой остановки скоростных «Ласточек», прибывающих из Москвы, что в немалой степени должно способствовать притоку туристов, ведь из столицы путь сюда занимает меньше трёх часов.
В планах руководства дирекции Горьковской железной дороги – восстановить внешний облик железнодорожного комплекса. Кроме вокзала (пассажирского здания) в комплекс объекта культурного наследия: «Ансамбль железнодорожной станции «Гороховец» Московско-Нижегородской железной дороги, середина XIX в., 2-я половина XIX в.» входили технические постройки и сооружения: депо с ремонтными мастерскими, водонапорная башня и водокачка, пристанционный поселок из нескольких жилых домов для железнодорожных служащих и рабочих, а также мелкие путевые постройки, к сожалению, до наших дней, по большей части, не сохранившиеся. В начале ХХ в. была выстроена часовня в память посещения станции в 1896 г. императором Николаем II. Ее проект был составлен в Строительном отделении Владимирского губернского правления и утвержден в 1901г. С восточной стороны вокзала и сейчас мы можем видеть этот памятник, как и сохранившийся рядом багажный сарай.
Строительство линии Московско-Нижегородской железной дороги, одной из первых в Центральной России, стало значительным событием для провинциального Гороховца и сыграло свою положительную роль в развитии его промышленного потенциала и возрождения. Строительство было осуществлено Главным обществом Российских железных дорог в 10 км к юго-востоку от города в селе Великово. Первый поезд станция «Гороховец» с обустроенным по последнему слову комплексом железнодорожной станции, принял в августе 1862 года, и с этого времени было открыто постоянное движение поездов. Станция «Гороховец» — одна из пяти самых крупных на линии, построена по типовому проекту. Четыре из них и сегодня действуют на ГЖД. Но вокзал в соседних Вязниках десять лет назад реконструировали, изменив его исторический облик. Перепланировки и ремонты привели к тому, что обаяния старины постепенно лишились и станционные здания в Новках и Петушках.
Привокзальная территория, как и сам вокзал на станции Гороховец, неплохо сохранились, хоть и претерпели ряд существенных изменений и утратили отдельные объекты. К сожалению, не числится среди охраняемых памятников культурного наследия массивная водонапорная башня, утраченная несколько лет назад. Администрация Владимирской области берёт на себя восстановление исторического облика и благоустройство привокзальной территории. В результате комплекс старинного вокзала, которому больше полутора веков, будет воссоздан и максимально приближен к своему первоначальному облику.
Случается порой, что будто бы сама судьба начинает способствовать благим начинаниям. В этом году, разбирая старые шкафы с бумагами в одном из зданий управления ГЖД в Нижнем Новгороде, обнаружили папку с проектной документацией станции Гороховец. Находку передали в музей истории и развития Горьковской железной дороги. Как рассказала директор музея Нина Старикова, в папке были материалы, фиксирующие путевое развитие станции, состояние её сооружений в разные годы – с момента пуска линии до первых десятилетий ХХ века, а также первоначальный проект вокзального здания, датированный 1860 годом. Все надписи сделаны на французском языке, т.е. проект, скорее всего, готовили иностранные инженеры. Известно, что получив в 1857 году концессию на сооружение линии Москва – Нижний Новгород, АО «Главное общество российских железных дорог» пригласило зарубежных специалистов и наняло директором работ французского инженера Карла Колиньона.
«Отсканированную цветную копию проекта вокзального здания мы уже показываем посетителям», – сообщила Нина Старикова. Старинные чертежи ещё раз сослужат службу строителям, помогут воссоздать вокзал именно таким, каким он был полтора века назад.
Авторы: Михаил Гололобов и Михаил Кулаков.
По материалам газеты «Новая жизнь» oт 7 июля 2017 года № 32.