Такое явление, как брак по расчёту, ещё сто лет назад было весьма распространено, не говоря уж о временах более глубоких. Причём, совершенно обыденными такие браки были в духовной среде, не являясь чем-то зазорным и экстраординарным. Продиктованные суровой действительностью, они являлись, скорее, подобием сделки двух заинтересованных лиц – жениха и тестя, тогда как мнение девицы в расчёт совершенно не бралось.
По существовавшим правилам, дабы получить священническое или диаконское место в храме, выпускнику духовного учебного заведения требовалось взять жёны дочь служителя церкви, которая наследовала место своего отца. Бывало так, что к одной девице с приданым в виде целого прихода, сваталось несколько кавалеров из числа выпускников. Но случалось , что выбирать особо было не из кого – послал бы Господь хоть одного жениха…
Летом 1860 года окончил Владимирскую духовную семинарию уроженец вязниковского Кинешемского погоста Никанор Фёдоров, получивший фамилию по месту своего рождения – Кинешемский. Родитель его – Фёдор Агапов – всю жизнь прослужил в тамошней Никольской церкви дьячком, сумев обеспечить учение сына в семинарии. Молодой студент сразу по окончании учебного заведения вернулся в родные заклязьменские дубравы, исполняя причетническую должность во храме своего детства, меж тем осознавая, что не к лицу ему оставаться причетником: как-никак окончил семинарию, пусть и не в числе первых учеников…
В те же времена в старинном ковровском селе Алексино, помнившем ещё князей Стародубских, служил диаконом Илья Сервицкий. Более 30 лет отдал Илья Васильевич служению в алексинской Богородице-Рождественской церкви – месте особом, где под спудом были погребены местнопочитаемые мощи одного из князей Стародубских – Фёдора Ивановича, по реклу Благоверного. Настало время уходить диакону Сервицкому на покой, да оставалась не пристроенной его дочь Маша, наследовавшая тятино диаконское место.
Прознал Никанор Кинешемский о том, что в Алексине, что находится в 40 верстах от его родного погоста, открывается диаконская вакансия и наведался он в дом Сервицкого. Были ли до того кандидаты на руку Маши Сервицкой и алексинское диаконское место – того не ведомо, однако Кинешемский пришёлся по нраву Илье Васильевичу и будущие зять с тестем ударили по рукам.
В сентябре 1861 года они подали на имя епископа Владимирского и Суздальского «и разных орденов кавалера» Иустина (Михайлова) покорнейшее прошение, где оба изъявляли готовность: один сдать диаконское место, а второй занять его со взятием «девицы Марии Сервицкой». При этом алексинский диакон уступал зятю «свой дом со всем имеющимся в доме движимым и недвижимым, – двор, всё строение на усадьбе, корову, хлеб ржаной, пшеницу для осеменения полей и пятьдесят рублей серебром». Но вместе со взятием в супружество дочери Сервицкого, на плечи Кинешемского ложилась обязанность содержания старого диакона «до гроба», да сына его – воспитанника семинарии Николая Сервицкого. Никанор Фёдорович обещался все сии условия исполнить, привнося в хозяйство «из оставшегося после моего родителя наследства лошадь и корову».
При сём прилагался аттестат об окончании Кинешемским Владимирской семинарии, где средь сугубо «профессиональных» дисциплин были словесность, всеобщая история и российская гражданская история, алгебра, геометрия, практическое землемерие, физика, логика и психология, сельское хозяйство, латынь и греческий, знания которых оценивались как «порядочные». Да ещё свидетельство от вязниковского благочинного протоиерея Василия Михайловича Псальтова (он был уроженцем вязниковского села Пировы Городищи) о том, что Кинешемский причетническую должность «проходил исправно, и вёл себя очень хорошо».
Следующим шагом на пути к вожделенному диаконскому месту было венчание. Состоялось оно в Воскресенском соборе города Шуи 15 октября 1861 года. Венчание в те времена, и даже более поздние, как правило, совершались «на территории» невесты. То есть по обычаю должно было пройти в селе Алексино, однако для обряда соединения двух человеческих судеб был избран даже не Никольский храм Кинешемского погоста. Почему же? Прямого ответа на этот вопрос сейчас не сыскать, однако известно, что венчание совершал шуйский священник Пётр Иванович Певницкий, который был уроженцем Алексина. Уходивший на покой и отец невесты диакон Сервицкий несомненно знал о. Петра, как и застал в живых его отца. Очевидно, это знакомство и стало причиной того, что обряд венчания прошёл в Шуе…
С билетом о состоявшемся «повенчании» на руках, Никанор Кинешемский прибыл в консисторию для учинения дела о производстве его во диакона в село Алексино, что и произошло в декабре 1861 года. Подписав присягу на верность государю, в коей соискатель диаконского места обязывался «проходить сию должность согласно с Церковными правилами, уставами, предписаниями и наставлениями Начальства в совершенном ему послушании, и вести себя благоговейно, честно, воздержно и некорыстолюбиво», на следующий день после исповеди – 17 числа – был рукоположен в Христорождественской церкви Архиерейского дома епископом Владимирским и Суздальским Иустином.
Тем закончилась эта короткая и обыденная эпопея получения диаконского места с обязательной женитьбой, занявшая всего три месяца.
Сейчас вожделение богатства и прочих благ отнюдь не играют роли при выборе спутника жизни. Ведь, правда?..
Археография. Допрос
1861 года Ноября 22 дня, во Владимирской Духовной Консистории Владимирской Епархии воспитанник Владимирской Семинарии высшего отделения Никанор Кинешемский просящий о произведении Ковровской округи в село Алексино в Богородице-Рождественской церкви во Диакона о нижеследующем допрашиван и показал: к сему первым браком, в который вступил с дочерью Ковровской округи села Алексина Диакона Илии Сервицкого девицею Мариею безпорочною, в членах телесных и прочих чувствах он повреждения, увечья, и припадков падучей болезни, препятствующих к исправлению Диаконской должности, не имеет, также ни в каком расколе не состоит, Православной церкви и преданиям оной, яко сущий Христианин, во всём согласует, крестное знамение на себя полагает, тремя первыми десныя руки персты, на означенном Диаконском месте быть пожелает и к пропитанию доволен будет указным церковным доходом и землёю; а сверх того за исправление треб излишней платы домогаться и в неудовольствии просить не будет. Оное место ни у кого не куплено и не сторговано и к получению оного никаких договоров и ни с кем и никому припосов и посулов чинено не было и по произведении во Диакона противною, Святых Отец, правил продажею и другим никаким образом уступает и от показанной церкви к иной без Архиерейского благословения отходить не будет и неполуча ставленой грамоты в дом неотлучится, а по получении с оною явится к своему Благочинному. Одеяние носить обязуется не мирское, но приличное Духовному званию; в духовных росписях ежегодно подаваемых неисповедавшихся, исповедавшимися и не причастившихся причастившимися писать, также в противность состоявшихся в разных годах Указов, венчать малолетних браков и входить в мирские дела не будет. Свода Законов Тома XIV изд. 1857 г.) устава о предупреждении и пресечении преступлений ст. 380-й о удержании от возмущения крестьян и о утверждении в благонравии и повиновении своим Господам и приведённые под оною узаконения ему Кинешемскому объявлены; сверх сего буде имеются в сём приходе или другом, если переведён будет, раскольники, то он всякими приличествующими пастырю мерами, временно и безвременно стараться будет вразумлять и научать их словом Божиим об оставлении заблуждения. В штрафах и под судом не состоял; в родстве с ним из местного причта ему никто не состоит.
И в сём допросе воспитанник Кинешемский показал самую сущую правду. Воспитанник Владимирской Духовной Семинарии Никанор Кинешемский руку приложил.
1861 года Ноября 22 дня во Владимирской Духовной Консистории воспитанник Владимирской Семинарии Никанор Кинешемский сим честь имеет объяснить, что я на верность подданства Его Императорскому Величеству к присяге приводим был в сём подписуюсь воспитанник Владимирской Семинарии Никанор Кинешемский руку приложил.
ГАВО Ф. 556 оп. 1 ед. 2112
Автор:
По материалам