В главе «День тридцать девятый» повести Владимира Солоухина «Владимирские просёлки», описывающей путешествие автора по Клязьме из Мстёры в Вязники, есть следующие строки:
«Утром встретила нас пасмурность. Тихий теплый дождичек вскоре перемежился. Справа, выглянув из-за берега, дала посмотреть на себя деревянная шатровая церковка, похожая на ту, что мы видели под Юрьевом. Большие села сбегали к Клязьме по обоим берегам. Тихие, стояли леса».
Церковь, которая «дала посмотреть на себя» на правом берегу реки – это старинный Казанский храм Архидиаконского погоста, два с половиной столетия стоявший над клязьминским склоном. Многие жители города и района помнят её.
В 1628 году в вотчине князей Мстиславских описана деревянная церковь архидиакона Стефана, по которой погост и получил своё название. Позднее вместо неё была возведена новая, в которой главный престол был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери, а Стефаниевский престол стал придельным. Была там и вторая церковь в честь святителя и чудотворца Николая – тёплая. В 1719 году Казанская церковь сгорела, и вместо неё снова появился деревянный храм во имя архидиакона Стефана. Но и эту церковь постигла печальная участь её предшественницы: в 1745 году и она, и ветхая Никольская церковь, сгорели «от молненного запаления».
Где проходили службы в следующее десятилетие – не известно. В 1758 году в погосте была завершена новая деревянная церковь, освящённая в честь Казанской Божией матери и с приделом архидиакона Стефана. Именно она, упомянутая Солоухиным, просуществовала в погосте до 1990-х годов.
Когда в губернии в конце XVIII – начале XIX столетий развернулось каменное храмовое строительство, Архидиаконский погост не остался в стороне. В 1792 году южнее деревянной погостской церкви начато строительство нового храма, который в 1805 году освящён во имя архидиакона Стефана, а упразднённый таким образом в деревянной Казанской церкви Стефаниевский придел в том же году переименован во имя пророка Илии. Скорее всего, в то время была сломана колокольня при Казанской церкви, о существовании которой «говорит предание» и сохранившееся окошечко-ход под кровлей на западное стене, декорированное балконом.
Сохранилось описание деревянной церкви Архидиаконского погоста 1887 года:
«Размеры храма 20 x 14 аршин, длина всей церкви 34 аршина [24 метра в длину и 9,9 метров в ширину – И.Г.]. Стоит на каменном фундаменте. Над алтарём кровля «замечательно крутая», так же крут и северный скат кровли над трапезою, южный же скат (над приделом) отлогий; «эта внешняя особенность древней архитектуры особенно приятно бросается в глаза, выставляется на вид и удивляет». В настоящем храме и алтаре потолок имеет вид «дугообразного свода из вытесанных брёвен; в приделе свод такой же, но из подшитых гвоздями тесниц. Иконостас окрашен в голубоватый цвет, колонны – в тёмно-зелёный и разделаны под мрамор золотистыми струйками. Иконы трёх верхних ярусов с медными посребренными ризами, а нижних с серебряными позолоченными… В трапезе имеются лавки для сидения. «Церковь деревянная, древняя, очень просторная и поместительная (так как она без столбов), крытая железом, снаружи окрашенная по стенам белилами, извнутри блистающая золотом, со стенами гладко оструганными и ничем не окрашенными, из леса древнего, красного, твёрдая и прочная (так как она вся холодная без печей), со сводами высокими дугообразными из вытесанных длинных брёвен – представляет и извнутри и снаружи дивно-величественный и прекрасный вид». [орфография и пунктуация частично сохранены – И.Г.]
История сохранила для нас изображения Казанской церкви, сделанные известным мстёрским книгоиздателем Иваном Александровичем Голышевым. В 1879 году им были отпечатаны две литографии с изображением погостского деревянного храма, где тот предстаёт в обрамлении белоснежной каменной ограды. Ещё более удивительными являются снимки начала XX века, показывающие церковь и её внутреннее убранство. Пожалуй, все они – единственные свидетели красоты вязниковской жемчужины деревянного зодчества, не сравнимые с последующими фотографиями уже разрушающегося храма.
В 1909 году причт погоста докладывал во Владимирскую духовную консисторию о желании провести оштукатуривание внутренних поверхностей стен Казанской церкви. Ввиду древности сооружения и уже тогда осознаваемой его исторической ценности, епархиальное руководство решение вопроса ремонта храма оставило за Императорской археологической комиссией, которая изменение облика церкви запретила. Позднее этой же комиссией была запрещена и покраска без оштукатуривания стен изнутри и снаружи, разрешив лишь поправку резьбы и золочение ветхого иконостаса, сооружённого после 1824 года, и риз на иконах…
В таком состоянии церковь встретила переворот в октябре 1917 года, принесшего запустение после прекращения служб в 1930-е годы. Ещё 70 с лишним лет она простояла незащищённой, постепенно тая, разрушаясь, пока не была сломана местными жителями, обратившись в груду древесного праха. Построенный в наши дни новый храм всего лишь повторяет очертания старинной церкви с веками намолеными стенами.
Архидиаконский погост как населённый пункт перестал существовать и теперь, вопреки исторической истине, место с практически руинированным каменным храмом и деревянным новоделом называют по имени разросшейся приходской деревни – Налескино.
Автор:
По материалам