424242

Казанская церковь Архидиаконского погоста

В главе «День тридцать девятый» повести Владимира Солоухина «Владимирские просёлки», описывающей путешествие автора по Клязьме из Мстёры в Вязники, есть следующие строки:
«Утром встретила нас пасмурность. Тихий теплый дождичек вскоре перемежился. Справа, выглянув из-за берега, дала посмотреть на себя деревянная шатровая церковка, похожая на ту, что мы видели под Юрьевом. Большие села сбегали к Клязьме по обоим берегам. Тихие, стояли леса».

Церковь, которая «дала посмотреть на себя» на правом берегу реки – это старинный Казанский храм Архидиаконского погоста, два с половиной столетия стоявший над клязьминским склоном. Многие жители города и района помнят её.

В 1628 году в вотчине князей Мстиславских описана деревянная церковь архидиакона Стефана, по которой погост и получил своё название. Позднее вместо неё была возведена новая, в которой главный престол был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери, а Стефаниевский престол стал придельным. Была там и вторая церковь в честь святителя и чудотворца Николая – тёплая. В 1719 году Казанская церковь сгорела, и вместо неё снова появился деревянный храм во имя архидиакона Стефана. Но и эту церковь постигла печальная участь её предшественницы: в 1745 году и она, и ветхая Никольская церковь, сгорели «от молненного запаления».

Где проходили службы в следующее десятилетие – не известно. В 1758 году в погосте была завершена новая деревянная церковь, освящённая в честь Казанской Божией матери и с приделом архидиакона Стефана. Именно она, упомянутая Солоухиным, просуществовала в погосте до 1990-х годов.

Казанская церковь Архидиаконского погоста
Погост Архидиакона Стефана Вязниковского уезда. Литография И.А. Голышева. 1879 год.

Когда в губернии в конце XVIII – начале XIX столетий развернулось каменное храмовое строительство, Архидиаконский погост не остался в стороне. В 1792 году южнее деревянной погостской церкви начато строительство нового храма, который в 1805 году освящён во имя архидиакона Стефана, а упразднённый таким образом в деревянной Казанской церкви Стефаниевский придел в том же году переименован во имя пророка Илии. Скорее всего, в то время была сломана колокольня при Казанской церкви, о существовании которой «говорит предание» и сохранившееся окошечко-ход под кровлей на западное стене, декорированное балконом.

Казанская церковь Архидиаконского погоста
На переднем плане Казанская церковь Архидиаконского погоста. Литография И.А. Голышева. 1879 год.

Сохранилось описание деревянной церкви Архидиаконского погоста 1887 года:

«Размеры храма 20 x 14 аршин, длина всей церкви 34 аршина [24 метра в длину и 9,9 метров в ширину – И.Г.]. Стоит на каменном фундаменте. Над алтарём кровля «замечательно крутая», так же крут и северный скат кровли над трапезою, южный же скат (над приделом) отлогий; «эта внешняя особенность древней архитектуры особенно приятно бросается в глаза, выставляется на вид и удивляет». В настоящем храме и алтаре потолок имеет вид «дугообразного свода из вытесанных брёвен; в приделе свод такой же, но из подшитых гвоздями тесниц. Иконостас окрашен в голубоватый цвет, колонны – в тёмно-зелёный и разделаны под мрамор золотистыми струйками. Иконы трёх верхних ярусов с медными посребренными ризами, а нижних с серебряными позолоченными… В трапезе имеются лавки для сидения. «Церковь деревянная, древняя, очень просторная и поместительная (так как она без столбов), крытая железом, снаружи окрашенная по стенам белилами, извнутри блистающая золотом, со стенами гладко оструганными и ничем не окрашенными, из леса древнего, красного, твёрдая и прочная (так как она вся холодная без печей), со сводами высокими дугообразными из вытесанных длинных брёвен – представляет и извнутри и снаружи дивно-величественный и прекрасный вид». [орфография и пунктуация частично сохранены – И.Г.]

Казанская церковь Архидиаконского погоста
Фото 1900-х гг.

Казанская церковь Архидиаконского погоста
Фото 1900-х гг.

Казанская церковь Архидиаконского погоста
Иконостас. Фото 1900-х гг.

История сохранила для нас изображения Казанской церкви, сделанные известным мстёрским книгоиздателем Иваном Александровичем Голышевым. В 1879 году им были отпечатаны две литографии с изображением погостского деревянного храма, где тот предстаёт в обрамлении белоснежной каменной ограды. Ещё более удивительными являются снимки начала XX века, показывающие церковь и её внутреннее убранство. Пожалуй, все они – единственные свидетели красоты вязниковской жемчужины деревянного зодчества, не сравнимые с последующими фотографиями уже разрушающегося храма.

В 1909 году причт погоста докладывал во Владимирскую духовную консисторию о желании провести оштукатуривание внутренних поверхностей стен Казанской церкви. Ввиду древности сооружения и уже тогда осознаваемой его исторической ценности, епархиальное руководство решение вопроса ремонта храма оставило за Императорской археологической комиссией, которая изменение облика церкви запретила. Позднее этой же комиссией была запрещена и покраска без оштукатуривания стен изнутри и снаружи, разрешив лишь поправку резьбы и золочение ветхого иконостаса, сооружённого после 1824 года, и риз на иконах…

В таком состоянии церковь встретила переворот в октябре 1917 года, принесшего запустение после прекращения служб в 1930-е годы. Ещё 70 с лишним лет она простояла незащищённой, постепенно тая, разрушаясь, пока не была сломана местными жителями, обратившись в груду древесного праха. Построенный в наши дни новый храм всего лишь повторяет очертания старинной церкви с веками намолеными стенами.

Архидиаконский погост как населённый пункт перестал существовать и теперь, вопреки исторической истине, место с практически руинированным каменным храмом и деревянным новоделом называют по имени разросшейся приходской деревни – Налескино.

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий