Гороховецкие деревянные игрушки — это целый мир, яркий и сказочный, как все русское народное искусство, впитавший в себя мудрость многих поколений людей и воспитывающий у них любовь к прекрасному. Это очень редкостные произведения народной деревянной скульптуры.
Игрушку, подобную гороховецкой, в народе называли щепной, так как делалась она из деревянных чурок и щепок — отходов плотницкого дела. Сначала обработка игрушки производилась топором, и лишь затем мастер прибегал к помощи ножа или долота. Часто топор оставался единственным инструментом игрушечника. Это говорит о виртуозном владении им своим исконным орудием труда. Глаз мастера был настолько выверенным, что образ рождался буквально несколькими точными взмахами топора.
В XIX веке плотницкие игрушки изготовлялись в некоторых селениях Гороховецкого края. Чаще всего такие изделия не покидали пределов своей деревни. Здесь их делали, здесь с ними играли, здесь они приходили в негодность и выбрасывались, бесследно исчезая. Гороховецкая игрушка дошла до нас только благодаря заботам и усилиям отдельных коллекционеров. Именно так она была сохранена.
В начале XX века деревянными фигурками заинтересовались известные собиратели игрушки Н. Д. Бартрам, Е. М. Белякова и В. А. Ганшин, которые составили хорошую коллекцию образцов, теперь хранящуюся в Загорском музее игрушки. Небольшое количество гороховецкой игрушки имеется в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и в Музее народного искусства в Москве.
Круг образов гороховецкой игрушки довольно традиционен. Как и повсюду в России, наиболее излюбленными были фигурки коней, птиц и барынь. Но источником, который питал эти образы, наполнял их глубоким содержанием, была окружающая жизнь. Поэтому, несмотря на то, что круг этих образов немногочислен и довольно устойчив, сами по себе они отличаются большим разнообразием. Особенно образы коней.
Когда-то, до постройки в семидесятых годах XIX века железной дороги, через гороховецкий край пролегал шумный почтово-торговый тракт, соединявший Москву с Нижним Новгородом через Ярославль. Игрушечники все это видели и хорошо знали. Коники считались у деревенских ребятишек самой любимой игрушкой. Возвращаясь с ярмарок, родители считали своим долгом купить ребенку игрушечную лошадку. В гороховецкой игрушке кони чаще всего окрашены киноварью в горячий красный цвет. В давние времена наши предки верили в то, что солнечный диск по небу движется с помощью огненных коней.
Очень характерную черту времени уловил наблюдательный глаз гороховецкого игрушечника при создании образа «барыни». У них получился тип деревенских франтих, уже кое-что перенявших из городской моды. На женщинах вместо традиционных крестьянских одежд (понева и сарафан) — городская кофта и широкая колоколообразная юбка, расцвеченные крупными лепестковыми розетками, напоминающими цветок подсолнуха. Но на головах у женщин не цветастые ситцевые платки, которые вошли в сельский быт несколько позднее, а старинные головные уборы — кокошники, которые все еще составляли принадлежность праздничного наряда каждой деревенской женщины. Важная чопорность и напыщенность этих «барынь» соседствует с мягким юмором и теплой усмешкой со стороны их создателя.
Еще одну большую группу образов в гороховецкой игрушке представляют собою птицы. Фигурки птиц всегда были излюбленными мотивами в крестьянском искусстве. С ними связывались многие обрядовые действия простонародных праздников, сохранившихся в деревне еще с языческих времен. Резные фантастические птицы жили на наличниках и карнизах деревенских домов. Даже многие вещи, распространенные в крестьянском хозяйстве, выделывались в форме птичек, чаще всего уточек. В гороховецкой игрушке птицы детально проработаны, прямо кистью художник наводил крылья, глаза, оперение.
Орнаментом гороховецкой игрушки является крупная лепестковая розетка, выполненная краской. Ею украшены одежды барынь, спинки карет и повозок, подставки под коней. Лишь изредка узор одежды женских фигур представляет собой мелкие точки, штрихи, прямые и волнистые линии, что напоминает орнамент набоек. Мотив же розетки сходен с украшениями домовых карнизов: настолько четок их ритм и фризообразно расположение. Здесь игрушечник и кистью водил, как резцом, делая сочные мазки, подобные крупным порезкам долотом.
Ее ценность, как культурного наследия заключается в том, что народные мастера сохранили его вплоть до ХX века не только в памяти, но и как практическую технологию, отличную от других центров: использование местного сырья (дерево); особенности формообразования (народные обрядовые образы: «кони», «птицы», «барыни», соблюдение пропорций, изготовление из остатков плотницкого промысла); орнаментация изделий киноварью с использованием традиционных узоров (крупная лепестковая розетка, мелкие точки, штрихи и прямые, волнистые линии) традиционной цветовой гаммы.
В наши дни гороховецкая плотницкая игрушка, входя в состав музейных экспозиций, демонстрируется на выездных выставках районного и областного масштаба, используется в музейных интерактивных программах. Мастерами-умельцами Гороховецкого района изготавливаются изделия традиционных форм, разрабатываются малые формы: игрушка как памятные сувениры, проводятся показательные и обучающие мастер – классы для детей и взрослых в учреждениях культуры и в рамках событийных праздников.
По материалам муниципального бюджетного учреждения культуры «Историко-архитектурный музей» Гороховецкого района Владимирской области.
Фото Антона Анкудинова и Национального фонда «Возрождение русской усадьбы».