Многим жителям Владимирской области, да и жителям других регионов нашей необъятной Родины, знакома такая ситуация, когда при покупке полиса ОСАГО страховщик просит дополнительно заключить договор о страховании, например, жизни. От навязанных услуг можно отказаться.
ОСАГО является обязательным и отдельным видом страхования, и навязывать другие виды страхования при покупке полиса ОСАГО страховщик не вправе.
Летом прошлого года Банк России ввел «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить уплаченную страховую премию. Этот период составляет не менее 5 рабочих дней, отсчет которого начинается со дня заключения добровольного договора страхования не зависимо от момента уплаты страхового взноса. При этом на сайте регулятора опубликована информация о возможном увеличении «периода охлаждения» до двух недель. Это позволит не только повысить защиту прав и законных интересов автовладельцев, но и снизить негативные последствия от навязывания дополнительных услуг.
Кстати,данная мера касается практически всех популярных видов страхования: жизни, от несчастного случая, КАСКО, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков. Также можно отказаться от навязанной страховки и при оформлении потребительского кредита.
Чтобы расторгнуть навязанный договор, гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину уплаченные за навязанный полис деньги в течение 10 рабочих дней после получения заявления.
В случае если страховая организация неправомерно уклоняется или отказала в заключение договора ОСАГО, важно зафиксировать доказательства этого факта. Заявление установленной формы о заключении договора страхования может быть направлено на почтовый адрес страховой организации с уведомлением о вручении, что позволит доказать факт его получения. Правонарушение можно зафиксировать при помощи аудио- или видеоустройств, нелишним будет привлечение свидетелей.
В структуре Банка России работает Служба по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг, в компетенцию которой входит рассмотрение жалоб, в том числе и на страховые компании. Жалобу на действия страховщика и имеющиеся доказательства нарушения страхового законодательства следует направлять в Банк России. Это можно сделать разными способами: через раздел «Интернет-приемная» на сайте www.cbr.ru, по адресу электронной почты fps@cbr.ru в Службу по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг. В письменном виде жалобу можно направить в Банк России по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, или непосредственно в Отделение по Владимирской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу по адресу: г. Владимир, ул. Б.Московская, 39.
По возникающим вопросам можно также обращаться в контактный центр Банка России по телефонам: 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков из регионов России), + 7 (495) 771-91-00 (звонок по тарифам вашего оператора связи).
По материалам пресс-службы Роспотребнадзора.