Плотники и резчики по дереву ценились очень высоко, а гороховецкие больше, чем другие, потому что умели не только быстро, красиво и надежно строить, но и оформлять свои постройки причудливой нарядной резьбой.
Почти до конца XIX века это была характерная для данных мест трехгранновыемчатая и так называемая корабельная — глухая рельефная резьба (та самая, которой издавна украшали речные суда на Оке, Клязьме и самой Волге). А в последние десятилетия XIX и в начале XX века здесь распространилась ставшая модной ажурная пропильная и вместе с ней накладная резьба, имитирующая трудоемкую рельефную.
Замечательные образцы знаменитой гороховецкой корабельной резьбы конца XVIII — XIX века представлены в музее Гороховца и в других известных собраниях (в Нижнем Новгороде, Владимире, Городце). Это искусство всегда вызывало восхищение и высоко ценилось. В основном, это рельефные фризы, так называемые лобовые доски, заполненные либо растительным орнаментом с излюбленными крупными цветами-розетками между красивыми резными листьями и изгибающимися стеблями, либо причудливыми сочетаниями растительных мотивов с изображениями львов, птиц, образами мифологических существ, таких как Китоврас, Русалка, Сирин. Поражают пластическая выразительность этих фризов, декоративное чутье, чувство материала. В экспозиции Гороховецкого музея есть достаточное количество памятников старого ремесла.
Похожие рельефные композиции мы встречаем и на старинных домах самого Гороховца, и на богатых домах в деревнях и селах этого района. Преимущественно это постройки второй половины XIX и начала XX века. Особенно интересны дома в самом центре Гороховца (на ул. Ленина, Советской, Нагорной, Московской). Они органично вписываются в ансамбль города, сочетаясь с каменными древнерусскими постройками и зданиями в стиле модерн, которые часто возводились с использованием традиций народного искусства. Наличники окон, подзоры и карнизы в деревянных гороховецких домах выполнялись лучшими местными мастерами, которые работали и в городе, и в округе. Талантливые сельские плотники и резчики быстро перенимали их искусство и, переосмысляя на свой лад, использовали эти образцы, сохранявшие древние традиции края.
Примером большой деревянной постройки с характерной для Гороховца сложной рельефной (корабельной) резьбой может быть один из домов в центре города. В нем данный вид резьбы применен в оформлении оконных наличников, фриза и на поверхности выступающих пилястров (фото 01). В качестве примера деревянной постройки меньшего масштаба укажем небольшой дом, типичный для Гороховца, украшенный корабельной резьбой с растительными мотивами в лобовой доске и наличнике слухового окна. Окна данного дома по фасаду имеют комбинированную, накладную и пропильную резьбу, что было распространено в конце XIX века. Примерами характерной жилой постройки рубежа XIX — XX веков, украшенной сложной пропильной (ажурной) резьбой, могут служить гороховецкие дома разного типа (с архаичной самцовой двухскатной и стропильной четырехскатной кровлей). Все они имеют три или пять окон по фасаду.
Из наиболее ранних жилых построек Гороховецкого района с самцовой двухскатной конструкцией кровли можно назвать несколько домов в деревнях Выезд, Баландино, Реброво, Юрово, Быкасово. Особенно выделяются богатые двухэтажные и одноэтажные на высоком подклете дома в деревне Выезд. Уже само название этой деревни говорит о том, что находилась она на тракте, население ее занималось извозом, на чем изрядно разбогатело. Окна в самых больших домах (и на первом, и на втором этажах) снабжены ставнями и обрамлены строгими прямыми наличниками с глухой корабельной резьбой в трапециевидных очельях. В одном из этих домов богатая рельефная резьба украшает и широкий подкарнизный фриз. Приемы строительной техники, типология, напоминающая северорусскую, и декор, сохранивший связь со стилистикой позднего классицизма, позволяют датировать эти постройки второй половиной XIX века. Интересны не только большие крестьянские дома с самцовой кровлей, но и обычные для того времени более скромные, с тремя окнами по фасаду. Их ставни, наличники и карнизы украшает та же глухая резьба.
Работа резчиков всегда индивидуальна, но избираемые ими пластические и орнаментальные формы, мотивы, их расположение могут отражать эстетические представления и вкусы вполне определенного времени. И это иногда позволяет уточнить датировку памятника. Примером может быть перестроенный старинный дом в деревне Баландино. Окна главного фасада этой поновленной избы обрамлены наличниками с очень лаконичной глухой резьбой. Мотив солярной розетки, выделенной розовым, сохранил, видимо, и первоначальную раскраску фона (он нежно-зеленый и контрастно сочетается с розовым). Этот мотив в таком его пластическом исполнении и раскраске особенно характерен для памятников середины XIX века, поэтому можно скорректировать предполагаемую дату постройки — не позднее 70-х годов XIX века.
Местные жители с уважением относятся к старым избам, иногда они даже становятся своеобразной достопримечательностью. Например, в деревне Юрово «Дом перевозчика», стоящий у переправы, здесь называют «столетний дом». На самом деле, судя по целому ряду особенностей, ему даже более ста лет. Об этом свидетельствует резьба его наличников, выполненная в лучших поволжских традициях последних десятилетий XIX века.
Любопытен и необычен для этих мест тип постройки одного из домов в деревне Шубино. Известный теперь как «Дом пчеловода», он принадлежал когда-то местному купцу. Происхождение этого человека неизвестно, но дом его явно выделяется из обычного ряда. Красивый, с мезонином (светелкой) и изящными резными колонками, он очень напоминает некоторые дома загородного типа в самом Гороховце, особенно на Московской улице, и приближается к образу небольшой постройки мелкопоместной усадьбы второй половины XIX века. Для купечества желание подражать вкусам дворянства — особенность совсем не редкая.
В Гороховецком районе прослеживаются черты, характерные для строительного дела на рубеже XIX и XX веков в целом. Тип крестьянского жилища в этом районе остается практически единым, однако за счет внедрения пропильной резьбы заметно меняется оформление домов. Пропильная резьба постепенно вытесняет другие виды деревянной резьбы, распространенные здесь прежде (глухую корабельную, трехгранновыемчатую, накладную). И все-таки процесс этот протекает замедленными темпами, поэтому разные виды резьбы не только продолжают сосуществовать вплоть до наших дней, но и создают разнообразные интересные сочетания. А строят в гороховецких селах и деревнях и по-старому, и по-новому, приспосабливаясь одновременно к древней традиции и современным требованиям. Интересны дома со старой накладной резьбой в наличниках окон в селе Фоминки и деревнях Шубино, Реброво.
Для гороховецких домов рубежа XIX-XX столетий характерны стропильный тип кровли — на четыре ската и довольно сложное оформление фасада, комбинирующее разные техники резьбы. К данному историческому периоду относятся богатые пятистенные дома в деревнях Реброво, Баландино, в селах Чулково, Фоминки, Гришино. Высокие окна этих домов, в духе городских (такие постоянно встречаются среди построек Гороховца), отличаются довольно сложным решением наличников, особенно очелий. Часто они имеют вид выдвинутых вперед красивых кокошников с уступчатой мелкой просечной и пропильной резьбой, которая хорошо сочетается с более крупными деталями рельефной и накладной резьбы в нижних частях наличника. Встречающаяся в этих домах форма обрамления окон с так называемыми ушами-подвесками, или серьгами, считается древней и восходит к образцам XVII столетия. Увлечение пропильной резьбой, модной в конце XIX века, проявляется в этих постройках прежде всего в решении наличников окон и ажурных карнизов. Они удивительны по многообразию мотивов и виртуозности исполнения.