Погост «Иже на Дебри»

В 36 верстах от уездного города Вязники и в 90 верстах от губернского Владимира находился погост Дебри. Своё название погост получил не случайно: в стародавние времена его окружали глухие непроходимые леса, ныне сильно поредевшие, испещрённые частой паутиной дорог и тропинок.

Впервые Никольский храм в «в Задеберьи» упоминается при находившейся здесь Николаевской мужской обители в 1522 году. Все постройки маленького монастыря были деревянными – благо строительный материал произрастал тут же. Устроителями и содержателями Николаевского монастыря были местные вотчинники из знаменитого рода князей Ромодановских. После смерти в конце 1540-х годов князя Михаила Юрьевича Ромодановского, часть его земель (в том числе и те, на которых стоял монастырь) по завещанию была отобрана на государя. После Великой Смуты эти земли снова стали принадлежать прежним владельцам. Так, в 1628 году церковь во имя чудотворца Николая «на Дебри» упоминается в вотчине князя Ивана Ромодановского. О монастыре уже не сказано ни слова. Очевидно, он прекратил своё существование, попав во владение к государю и лишившись покровительства княжеского рода Ромодановских в ещё «досмутные» времена.

погост Дебри,церковь Николая Чудотворца,

Легенда же, бытовавшая среди местных жителей ещё каких-нибудь 100-120 лет назад передаёт совершенно другую историю Дебрского погоста. Предание рассказывает, что церковь некогда стояла в деревне Мицино и хранился в той церкви образ Николая Чудотворца. Несколько раз эта икона чудесным образом была переносима из мицинской церкви в лес, где крестьяне неизменно находили её. Позже Никольская икона была взята в московский Успенский собор, а новая написана «на дске» из берёзы, на которой из раза в раз являлся прежний образ. Список с образа, взятого в Москву, приложили в построенную в 1688 году на месте перенесения иконы деревянную Никольскую церковь.

Но, как видно из вышеизложенного, легенда о создании храма немного «припоздала». Причиной возникновения предания стал храмозданный крест, приложенный во вновь построенную и освящённую церковь «в погосте иже на дебри» как раз в 1688 году. Разумеется, это был свежесрубленный храм на месте прежнего ветхого или сгоревшего. А крест, кстати, сохранялся в погосте до начала XX столетия, а, возможно, и до самого разорения Никольской церкви.

Так простояла неоднократно перестраиваемая деревянная церковь Дебрского погоста до начала XIX века. Менялись владельцы местных земель (в XVIII столетии это были князья Куракины), а жизнь вокруг Никольского храма текла своим чередом – тихо, размеренно…

Начало XIX века во Владимирской епархии было отмечено массовым строительством каменных церквей. Многие из них после изгнания армии Наполеона из пределов России возводились во славу русского оружия. Вот и в погосте Дебри в 1812 году началась постройка новой каменной церкви. Строилась она на средства прихожан, а главными жертвователями стали крестьянин деревни Крестниково Яков Строганов и крестьянин деревни Мосеево Иван Михайлов. Возведение храма длилось 13 лет и было закончено в 1825 году. Главный престол холодной церкви остался прежним – во имя святителя и чудотворца Николая. Придельный же в трапезе освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери. После храм с прилегающим церковным кладбищем обнесли каменной оградой со Святыми воротами с северной её стороны.

погост Дебри,церковь Николая Чудотворца,

По данным на конец 1890-х гг. «утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно». Тогда же упоминается икона Николая Чудотворца, писанная на берёзовой «дске» – напоминание о дебрской легенде.

погост Дебри,церковь Николая Чудотворца,

Несмотря на то, что погост состоял во 2-м благочинническом округе Вязниковского уезда, его приход составляли 11 ковровских деревень. В конце XIX века в Дебрском приходе проживало 290 душ мужского пола и 360 женского. Население прихода стало уменьшаться после выхода манифеста 1861 года. Тогда многие прихожане, занимавшиеся офенской торговлей, со своими семьями переселились в самые разные уголки империи от Малороссии до Сибири.

погост Дебри,церковь Николая Чудотворца,

Из Дебрей происходила целая династия священнослужителей, представители которой носили фамилию по месту своего происхождения – Дебрские. Сын диакона Никольской церкви Пётр Александрович Дебрский более 40 лет прослужил священником в ковровском селе Троицко-Никольское. За своё служение он был удостоен множества наград, стал протоиереем и благочинным, а с получением ордена св. Владимира IV степени был возведён в дворянское достоинство. Уйдя на покой, Пётр Александрович вернулся в родной погост, где и скончался почтенным старцем в 1901 году. Его сын – Александр Петрович – стал настоятелем Никольского храма в Дебрях и скончался после 1917 года.

Из-за малочисленности прихода служители погоста получали в год всего 450 рублей (данные на конец XIX века). С 1887 года при церкви начала действовать земская школа (именовавшаяся Крестниковской), в которой в 1897 году обучались 40 ребятишек.

Среди местных жителей сегодня уже никто и не знает – как называется место, где находилась их бывшая приходская церковь. Именно слово «церковь» и является для них определяющим, а на вопрос о том, как найти Никольский храм погоста Дебри, те лишь удивлённо пожимают плечами.

Стоящая на краю высокого склона над долиной ныне высохшей речки, церковь скрыта окружающим её лесом, подступившим к храмовым стенам. Можно пройти совсем рядом и не заметить её. Впрочем, храм, закрытый в 1930-е годы, уже трудно назвать церковью. До основания разобраны ограда и колокольня, крыша рушится. Роспись осталась только в холодной церкви, да и то едва различимая. От деревянного иконостаса уцелели только верхние ярусы со следами потухшей позолоты. Неокрашенные участки на стенах характерной формы и кованые крюки над ними указывают на большие образа, утерянные при разорении церкви. Кафельная плитка выворочена из пола. Сопоставив уцелевшие кусочки можно прочесть надпись: «Харьковъ-Бергенгеймъ» – продукция крупнейшего завода керамических и терракотовых изделий барона Эдуарда Бергенгейма поставлялась в том числе и во Владимирскую губернию.

Уцелевшие деревянные, обитые железом, южные храмовые ворота распахнуты, по-прежнему приглашая прихожан на богомолье. Но храм привлекает внимание лишь посещающих могилы усопших родственников, погребённых при церкви, да поклонников тихой охоты, случайно забредших сюда.

Из приходских деревень доброй половины уже нет. Немного осталось и потомков прихожан, которые помнят как звонил в ветреную погоду забытый одинокий колокол на звоннице уже разорённой Никольской церкви погоста Дебри…

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий