Минфин подготовил поправки в порядок применения европротокола. Инициативу ведомства поддержали в Российском союзе автостраховщиков, сообщил «Интерфакс». Поправки затронут как компании-перевозчиков, так и обычных граждан.
Минфин планирует из закона об ОСАГО пункт о прямом возмещении ущерба (ПВУ) участникам ДТП, где пострадало более двух автомобилей, сообщил представитель Минфина. При ПВУ потерпевший обращается за выплатой (или ремонтом машины) в ту компанию, где купил полис.
До сентября 2017 г. эта система распространялась только на ДТП с участием двух автомобилей. За несколько месяцев Минфин убедился, что «законодатели явно поторопились» с ее принятием, цитирует «Интерфакс» представителя министерства.
В прошлом году нововведением, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), воспользовалось около 3000 человек. А всего в 2017 г. ПВУ было использовано в 1,5 млн страховых случаев, выплаты по которым составили 94,2 млрд руб.
Норма появилась при подготовке законопроекта о натуральном возмещении в ОСАГО и не обсуждалась с сообществом, отмечает представитель Минфина, по мнению которого она искажает суть ОСАГО, еще больше приближая его к каско.
Помимо этого нормы закона об ОСАГО, которые регулируют ПВУ и взаиморасчеты между страховщиками, предусмотрены для одного потерпевшего и одного виновника. «Применение новых норм о множественности транспортных средств на практике вызывает проблемы, в частности, в случаях обоюдной вины, банкротства одного из страховщиков, отсутствия полиса у одного из участников ДТП <...> и влечет отказы в страховом возмещении», – продолжает представитель Минфина.
У ЦБ нет информации о каких-то проблемах автомобилистов при ПВУ от массовых аварий и необходимости менять сейчас законодательство регулятор не видит, сказал его представитель.
РСА планы Минфина запретить ПВУ для пострадавших в массовых авариях поддерживает, говорит представитель союза: ПВУ затрудняет процесс урегулирования убытка.
При ПВУ в случае массовых аварий один из страховщиков может не согласиться с характером убытка, что затруднит расчет компаний между собой, указывает директор дирекции развития страхования МАКС Сергей Печников. Он знает, что страховщики давно лоббируют отмену ПВУ для массовых аварий. Эта норма мешает и планам Минфина ввести полисы с разным лимитом выплат (400 000, 1 млн и 2 млн руб.). «Тогда непонятно, что делать при взаиморасчетах, от какого лимита определять выплату», – рассуждает Печников.
Отмена ПВУ при массовых ДТП усложнит потерпевшим процедуру урегулирования убытка, поскольку они вынуждены будут обращаться к страховщику виновника, считает руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев. Если для массовых аварий сохранить ПВУ невозможно, должен быть разработан какой-то аналог, резюмирует он.