424242

Сын владимирского священника и гатчинский лекарь

Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Публикация статей Вязниковского краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского. Речь пойдёт о Василии Михайловиче Эдемском — сыне владимирского священника и гатчинском лекаре.

Копаясь в кружевах династий духовенства, разбирая узелки и хитросплетения, коими завязывались человеческие судьбы минувшего, сотни раз замирало сердце от щемящего чувства открытия чего-то нового. По крайней мере, для себя. И не раз убеждался в том, что многое в нашей жизни происходит не случайно, показывая те незримые нити, которые связывают нас с далёким прошлым.
Занесла меня госпожа Фатум в Гатчину. Город чужой по большому счёту, знакомый лишь поверхностно по житию Павла I, по кускам биографии его венценосных потомков, да по книге Нобиле «Красная палатка»… Как понимаете, всё это масштабная история, здесь никоим образом не связанная с губернией Владимирской… Так тоскливо было смотреть на всю эту гатчинскую красотищу, понимая, что сходу «привязать» её к истории родного края не получается… Однако, память выдала одного земляка, биография которого навсегда связала земли царскосельские с землями владимирскими… И сразу стало теплее…
Жил да был в селе Эдемское Ковровского уезда один Егор Андреевич. Принадлежал он к духовному сословию, поскольку и отец его, и дед, и прадед, и прапрадед и прапрапра… короче, многие его далёкие предки в тех или иных званиях служили в церкви. Если сказывать о самом первом известном пращуре этого Егора Андреевича, то им был некто Михаил Ерофеев, что в 1660-м священствовал в селе Коврово – нынешнем районном центре. Потомки Михаила Ерофеева также то причетниками, то священниками служили в том селе, передавая друг-другу места у алтаря тамошней Христорождественской церкви. И потомки долго ещё служили во храмах Божиих, рассыпаясь по миру…

Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Всехсвятская церковь села Эдемское

Бабка этого Егора Андреевича являлась самой что ни на есть трижды внучкой Михаила Ерофеева. Сосватал её диакон, а после священник села Эдемского Иван, по тяте Андреев, и уволок к себе домой за 17 вёрст от ейных родителей. Народили они пятерых сыновей, из коих только Андрей остался в Эдеском, где сначала был пономарём, а после, как и родитель, священником. Вот у сего Андрея Иванова и его супружницы Федосьи Петровны и родился Егор Андреевич, с которого начал свой сказ ваш покорный слуга и который отнюдь не является героем настоящего повествования.
Этот Егор Андреевич получил прозвище по месту своего рождения – Эдемский. Его братья также обрели оное (за исключением одного-единственного, ставшего Дианиным), которое так и закрепилось за потомками. Тятино священническое место осталось за сестрой Егора и досталось зятю, с которым он бок о бок прослужил диаконом в родной Всехсвятской церкви. У Егора Андреевича известно шестеро детей – по трое разного полу. Мы остановимся на Михаиле Егоровиче Эдемском, родившимся в 1827 году. Этот Михаил Егорович некоторое время состоял в архиерейском хоре, потом окончил семинарию, потом снова попел в хоре, а в 1854 году был рукоположен во священника в вязниковское село Кувезино. Там он прослужил шесть лет, после был перемещён в Суздальский уезд, а в 1864 году – через 10 лет после начала священнической карьеры – умотал со всем семейством в Иркутск. Какие такие кренделя небесные соблазнили владимирского священника сорваться с практически насиженного места – не ведомо наверняка. Собственно, тенденции к покорению восточных земель об эту пору (вторая половина XIX века) были уж очень распространены и известно немало достойных выпускников Владимирской семинарии, избравших стезю насаждения православия среди диких племён азиатских. Очевидно, о. Михаила Эдемского оные и увлекли. Однако, туда годом раньше отправился младший брат Михаила Егоровича – Николай, тоже выпускник Владимирской семинарии и тоже священник. Скорее всего, этот Николай и поманил своего братца, определённого к иркутской Преображенской церкви, которая сохранилась до наших дней.
Долго ли, коротко ли, но после мыканий по дальним землям, ещё 10 лет спустя вернулся Михаил Эдемский в родную епархию и определился в небезызвестное село Карачарово Муромского уезда, где – слава Тебе, Господи – безвылазно прослужил до выхода за штат в 1893 году, никуда больше не уезжая. Ура!
Вот и добрались мы до лица нас (меня по крайней мере) интересующего.
Ещё будучи священником села Кувезино, Михаил Егорович и Елизавета Андреевна родили сыночка – Василия. Произошло это по одним источникам в 1855-м, по иным – в 1856 году. Где учился Вася Эдемский, чем занимался – не-зна-ю! В доступных списках по Владимирскому и Суздальскому духовным училищам на подходящее время отрок Василий Эдемский не значится. В возрасте 9-10 лет он вместе с тятей, маменькой да братцем с сестрицею уехал в Иркутск, где, очевидно, получил начальное образование.
Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Никольская церковь села Кувезино

Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Иркутская Спасская церковь

И пропал он до 1877 года, когда показался в поле зрения уже Василием Михайловичем, слушателем третьего курса Военно-медицинской академии. Дальнейшая биография В. Эдемского вполне обозрима. Во время войны 1877-1878 гг. (вспоминаем героя Шипки владимирца генерала Николая Григорьевича Столетова) Василий Эдемский – ординатор военно-временного госпиталя № 12 в Болгарии. После войны он остался причисленным к военному ведомству и далее с 1882 года упоминается лекарем Военного министерства. С 22 сентября 1884 года он состоял младшим врачом 23 артиллерийской бригады, расквартированной в Гатчине. С 1886 года (по некоторым данным с 1888-го) Василий Михайлович – младший ординатор городового гатчинского госпиталя. В 1888 году опубликована докторская диссертация «Материалы к вопросу о действии антифебрина при различных лихорадочных болезнях, на температуру, пульс и дыхание с присоединением некоторых наблюдений относительно влияния его на качественные и количественные изменения мочи и на обмен и усвоение азота пищи», где автор – Василий Михайлович Эдемский – представлен в звании лекаря, в должности младшего врача лейб-гвардии 2 стрелкового батальона.
Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Русские артиллеристы в мундирах образца 1882 года. Такую форму носили чины 23 артиллерийской бригады

Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Русские артиллеристы в мундирах образца 1882 года. Такую форму носили чины 23 артиллерийской бригады

Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Русские артиллеристы в мундирах образца 1882 года. Такую форму носили чины 23 артиллерийской бригады

Как бы то ни было, достаточное количество источников (самостоятельных, не копирующих друг друга), с 1890 года являют нам В.М. Эдемского доктором медицины, младшим ординатором Дворцового госпиталя в Гатчине и врачом при Императорской охоте в чине надворного советника (аналог армейского чина подполковника по Табели о рангах). Незадолго до смерти доктору Эдемскому жалован чин коллежского советника. Он умер в 1893 году и есть основания предполагать, что ещё в апреле 1893-го он был жив.
Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Госпиталь в Гатчине

Похоронен сын владимирского священника и гатчинский лекарь на Новом гатчинском кладбище. Новое оно с середины XIX века, между прочим…
Отправляюсь искать могилу земляка, взяв в провожатые местного жителя…
Стоит отметить, что несколько ранее я показал своему спутнику эту ниточку, связывающую Гатчину и Владимирскую губернию.

И к своему удивлению услышал:
— О! Так я знаю эту фамилию!

Оказалось, что надгробие Василия Михайловича не раз попадало на глаза, и оставалось целым к концу 1980-х годов. Но вот где оно находилось… Непосредственно подле кладбищенской церкви или там дальше – по главной аллее, где с правой стороны был целый медицинский некрополь… Этого вспомнить не удалось.
Со слов моего гида, Новое кладбище сильно изменилось за 20 с лишним лет. Старые захоронения во множестве своём уничтожены, уступая место новым. Как и на многих погостах, старинные мраморные и гранитные памятники или полностью были пущены на изготовление новых, или перебиты тут же. Понимая всё это, надежда найти надгробие Эдемского таяла с каждым осмотренным клочком кладбищенской земли.
Памятника мы не нашли.
Отсутствие захоронения врача Эдемского подтвердил и сотрудник кладбища, настигнутый в помещении администрации города мёртвых.

Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Церковь Всех Святых на Новом кладбище в Гатчине

Вот, собственно, и всё, что удалось отыскать.
Сын владимирского священника и гатчинский лекарь
Церковь Всех Святых на Новом кладбище в Гатчине

Некоторое время спустя информация о том, что надгробие доктора Василия Эдемского находилось именно на медицинском некрополе, подтвердилось воспоминаниями ещё одной гатчинской жительницы, поселившейся в городе сразу после освобождения его от фашистов.
В заключение стоит отметить, что родной брат Василия Михайловича – Евгений – также овладевал ремеслом лекаря, но в документах с 1879 по 1917 (и даже позже) врач / лекарь / доктор Евгений Михайлович Эдемский не значится.
Среди обширной кровной родни Эдемских значатся такие фамилии духовенства как Левитские, Тихонравовы, Цветковы, Лебедевы, Вознесенские, Парвицкие (в том числе и троюродный дядя В.М. Эдемского – «апостол Алтая» архиепископ Макарий (Невский), Соловьёвы, Чижовы и другие.
Эх, Клио!..

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий