424242

Троицкий храм Ярополчской слободы

Вторым по значимости храмом города Вязники стала Троицкая церковь в Ярополчской слободе. Во времена советской власти она была осквернена и разорена большевиками. Но, в отличие от Казанского собора, Троицкая церковь чудом уцелела и в наши дни снова открыта для прихожан.

Из курса местной истории известно, что изначально город Ярополч существовал не на месте нынешнего вязниковского района Ярополье, а в нескольких километрах к востоку от современных городских границ – у нынешних деревни Лапино и села Пировы Городищи. До сих пор там сохраняются фрагменты земляных валов – следы крепости, разорённой татаро-монгольским нашествием.
Уцелевшие жители сожженного форпоста перебрались западнее и обосновались недалеко от будущей деревни Толмачёво, заселив гору Ярополь. Именно этот Ярополч упоминается в договорной грамоте 1389 года сына Дмитрия Донского – Василия Дмитриевича.

Избранный на царство Земским собором в 1613 году Михаил Фёдорович Романов пожаловал Ярополч с прилегающими селениями «болярину» князю Фёдору Ивановичу Мстиславскому. Одним из этих селений было село Минино, располагавшееся в непосредственной близости от Ярополча. По легенде, не подтверждённой историческими фактами, здесь отдыхало двигавшееся на Москву ополчение 1612 года с земским старостой Кузьмой Миничем Мининым во главе. В память об этом событии и селение, и гора, где останавливалось ополчение, получили имя отважного нижегородца.

Именно в селе Минино в 1628 году впервые упоминается деревянная церковь во имя Архангела Михаила, несомненно, построенная гораздо раньше. В 1637-1647 годах эта церковь описана с двумя приделами – во имя святых князей Бориса и Глеба и в честь Пресвятой Троицы. При церкви состояли два священника, пономарь и просвирня.

В 1657 году государь Алексей Михайлович, опасаясь многочисленных восстаний, повелел приказчику Большого Дворца воеводе Субботе Семёновичу Чаадаеву возвести на Мининой горе земляные валы с каменными башнями (они так и не были построены до конца: весь камень, предназначавшийся на строительство крепости сын Алексея Михайловича – Фёдор Алексеевич – передал Флорищеву монастырю). К тому времени Ярополч перестал быть вотчиной Мстиславского, перейдя в ведение Дворцового приказа. Мининская церковь, при постройке крепости оказавшаяся в черте валов, в патриарших окладных книгах так и стала писаться: «внутри города Ярополч». К тому времени храм обновили и освятили в честь Пресвятой Троицы с приделом Архангела Михаила, а рядом поставили зимнюю церквушку с престолом в честь Рождества Христова.

Троицкий храм Ярополчской слободы

В декабре 1677 года по пути во Флорищеву пустынь в Ярополче останавливался государь Фёдор Алексеевич, приложивший в Троицкий храм Евангелие с надписью «Государь царь и великий князь Федор Алексеевич… городу Ярополчу в церковь Живоначальной Троицы и собор Архистратига Михаила пожаловал сию книгу в 186 (1677) году декабря в 6 день, как его… пришествие было в Вязники» и Животворящий крест с алмазом. Следует отметить, что Евангелие сохранялось в храме до самого его разорения (крест же хранился в Казанском соборе).

В 1703 году пожар уничтожил почти весь деревянный город. Восстанавливать заново его не пытались. Как крепость Ярополч был уже не нужен, а Петра I интересовали больше льняные и пеньковые промыслы, развитые в Вязниковской слободе. Ставка была сделана на развитие Вязников, и теперь уже выгоревший город стал слободкой Ярополье. К слову, следы этого пожарища жители яропольских улиц отыскивают до сих пор, натыкаясь на слои угля при выкапывании котлованов под фундамент, погребов и т.д.

Погорельцы отстроились заново. Снова на склонах Мининой горы появились деревянные домики. В 1755 году священнослужители и прихожане Ярополья обратились к епископу Владимирскому и Яропольскому Платону II (Петрункевичу) с разрешением строительства в слободе каменного храма. В октябре того же года храмозданная грамота была выдана. Когда выяснилось, что мирского подаяния на возведение новой церкви крайне мало, Преосвященный Платон добился выделения из казны дополнительных средств. Пятиглавый храм с четырёхскатной крышей, со стоящей отдельно высокой колокольней, обнесённый каменной оградой полностью был закончен в 1761 году. Храмоосвятительную грамоту выдал архиепископ Владимирский и Яропольский Антоний I (Карталинский).
В холодной церкви главный престол освятили в честь Живоначальной Троицы, а при нём придельный во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. В тёплой трапезе в память о бывших деревянных церквах были устроены два придела – в честь Рождества Христова и Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных.

Сколь быстро развивалась слобода Вязники, в 1778 году получившая статус уездного города, также быстро угасало Ярополье. В конце XVIII в. тут числилось всего 210 крестьян. Последние башни древнего Ярополча были разобраны при строительстве Московско-Нижегородской дороги в 1837 году. В 1848 году Ярополье было официально присоединено к городу Вязники.

Как сообщают клировые ведомости Троицкого храма второй половины XIX столетия, «церковь достаточно снабжена ризницею, утварью и св. иконами». Кроме Евангелия – вклада Фёдора Алексеевича, в храме хранились серебряный вызолоченный потир, приложенный во вновь построенную церковь в 1761 году, облачения для двух священников и двух диаконов – пожертвование вязниковского купца О. Сенькова, «замечательные по своей ценности и изящной работе».

Одним из знаменитейших священников Троицкой церкви был Константин Александрович Веселовский – автор многих работ по истории вязниковской земли и член Французской академии наук. Однако, примечательным является факт, что он – ныне признанный столп вязниковского краеведения – не первый, кто обратился в своих публикациях к истории земли вязниковской. До о. Константина писал о владимирских, и в том числе о вязниковских храмах, Василий Павлович Богородский, который также был священником Троицкой церкви! Он же описал процесс обработки льна и был автором нескольких духовных поучений. Несомненно, это был незаурядный человек и служитель Божий. И быть может именно о. Василию Богородскому обязан Веселовский, как краевед и литератор. Василий Павлович, служа в Троицкой церкви с 1841 по 1867 годы, был благочинным, членом Вязниковского духовного правления, получил набедренник, скуфью и камилавку. Своё место Богородский передал священнику Константину Веселовскому, который женился на его дочери – Любови Васильевне, а сам был перемещён в село Иваново (позднее город Иваново-Вознесенск), где умер в 1893 году в возрасте 73-х лет…

…Став городским храмом, приход Троицкой церкви значительно увеличился, однако в нём состояли и жители 12-ти близлежащих деревень. В конце XIX века прихожанами числилось 1350 душ мужского пола и 1550 душ женского пола. Причтом в храме состояли два священника (настоятель и помощник), диакон и два псаломщика. При этом часть причта проводила богослужения по воскресным и праздничным дням, «а в будни по наряду» в приписной Крестовоздвиженской кладбищенской церкви. Всего на содержание священнослужителей Троицкого храма выходило от 1500 до 1650 рублей в год.

Троицкую церковь закрыли в 1929 году. В её стенах разместилась механико-техническая станция. До сих пор живы вязниковцы, которые расскажут о тракторах, стоявших в храме. Позже церковь была и вовсе заброшена. На колокольне некоторое время постоянно находился пост пожарного наблюдения. Поговаривают, что однажды во время ненастья молнией убило дежурившего пожарного и с тех пор колокольню оставили бесхозной, навесив на массивную дверь замок. Но, скорее всего, с развитием современных средств связи, она утратила свою важность как наблюдательный пункт. Однако до сих пор вязниковцы называют храмовую звонницу… каланчой.

В начале 1990-х годов памятник зодчества взялись реставрировать, но дело застопорилось, и несколько лет церковь простояла – к великой радости местных мальчишек – одетой в строительные леса. В 2000 году храм передали Церкви, и с того момента началось его возрождение.

Отремонтированную Троицкую церковь освятили летом 2007 года и тогда же на её звонницу были подняты новые колокола, отлитые в Воронеже. Она стала четвёртой открытой в Вязниках церковью после мрака коммунистического хаоса и разорения.

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий