Учитель может быть другом

В свете нового учебного года героиня публикации «Ярополча» – учитель русского языка и литературы высшей категории Анна Васильева. Анна Вячеславовна – наша землячка, родилась в самой обычной вязниковской семье. А сегодня она преподаёт в одной из частных школ Москвы. Но начнём по порядку.

Школьные годы

Росла Анна Васильева (в то время – Морозова) в Петрине. По молодости её родители объехали самые удалённые уголки России, жили в Молдавии, Украине и Беларуси… Именно от них передались дочери интерес ко всему новому и отсутствие страха перед жизненными переменами.

Первые годы обучения прошли в 7 школе города Вязники. Анна и все её одноклассники до сих пор с теплотой вспоминают свою первую учительницу – Татьяну Николаевну Ильину. В средних классах вместе с лучшей подругой перешла в СОШ №9, которая вскоре стала не менее любимой и родной.

— Меня удивляют люди, которые с негативом рассказывают о школьных годах, — говорит Анна Васильева. – Может, я такой счастливчик, но не могу вспомнить ни одного учителя, который бы вызывал отторжение. И любимые предметы, конечно же, были связаны с самыми-самыми любимыми педагогами. Юрий Дмитриевич, Ольга Николаевна, Анатолий Анатольевич, Алексей Викторович, Елена Ивановна, Галина Викторовна… А Нина Леонидовна Заварыкина – отдельная песня в жизни каждого её ученика! Уроки литературы проходили не просто на одном дыхании, они были удовольствием. Все – читающие и нет – шли на урок как на встречу с умным, весёлым, искренним, безумно интересным человеком, другом. Какие я писала огромные сочинения по литературе! Только теперь понимаю, какой это труд – читать по 6-7 листов рукописного ученического текста.

Наша героиня не может сказать, что именно школьные годы повлияли на выбор профессии. Мечты стать учителем у девушки не было, напротив, во время обучения в вузе она всерьёз задумывалась о журналистике. Однако судьба сложилась иначе.

— Мой первый опыт преподавания в школе был на далеком Ямале, — вспоминает педагог. – В силу жизненных обстоятельств я оказалась в условиях Крайнего Севера. И это был чудесный опыт – милые моему сердцу годы в городе Надыме. Требования в сфере образования в ЯНАО очень высокие, я попала буквально на передовую. И именно благодаря той, действительно суровой, «школе жизни» я достигла высокого уровня в своей профессии. С благодарностью вспоминаю своих северных коллег, которые стали самыми добрыми друзьями и остаются ими по сей день.

Перемены неизбежны

Чтобы быть хорошим учителем, нужно быть, в первую очередь, интересным человеком. Этому утверждению и следует сегодня Анна Васильева. Если вы идеально разбираетесь в своем предмете, но больше в этой жизни вас ничего не интересует, то это… печально. Чтоб стать достойным педагогом, совсем не обязательно жить в школе, скорее, наоборот. Надо вдыхать полной грудью то, что предлагает окружающий мир. Надо самому наполняться, иначе и отдавать будет нечего, образуется пустота, выгорание.

— Абсолютно реально найти один день в месяц, чтобы выбраться куда-то вместе со своими учениками, — считает педагог. – Мы, например, ходим на каток, в кино, в театры и музеи, организовываем пикники в конце учебного года, ездим на встречи с писателями, пишем стихи, рисуем, обсуждаем подростковые проблемы, смотрим фильмы в школе – просто так! Да что там, мои ребята порой составляют мне компанию даже на утренней пробежке! Они доверяют настолько, насколько вообще подросток способен доверять взрослому человеку. И я очень этим дорожу.
Сейчас Анна Вячеславовна (хотя язык не поворачивается называть эту очаровательную девушку по имени-отчеству, будем соблюдать установленные правила) живёт и работает в Москве – преподаёт в частной школе.

— Меня часто спрашивают: а как оно там, в частной? Какие дети? Что вам сказать – дети везде остаются детьми, — отвечает на закономерный вопрос собеседница. – Принципиальной разницы нет, но школа платная, и это формирует определённый контингент учащихся. И, вопреки расхожему мнению, дети в частной школе не более избалованные, а более мотивированные. Родители не готовы платить деньги и позволять ребёнку относиться к учебе кое-как.

Современные школьники – совсем не те, что были лет двадцать назад. Безусловно, старшее поколение любит вспоминать свои школьные годы и пеняет на современную систему образования и происходящие в ней реформы. В этом, считает Анна Васильева, родители сами дезориентируют детей и сбивают настрой на учёбу, особенно когда начинают при них же ругать нынешнюю школу и подрывать авторитет учителей.

— Я не противник и не сторонник современной системы образования, — говорит она. – Считаю, что на данный момент происходит «брожение», и до готового «торта с вишенкой» ещё далековато. Путём проб и ошибок сегодня устанавливается некий баланс. Нельзя принципы советского образования калькой переложить на современных детей. Этому масса причин – развитие общества, науки, техники, изменение сознания и мышления людей. Собрать воедино процессы, которые находятся в постоянном движении, — задача не из лёгких.

— То есть реформа системы образования – неизбежность?
— Посудите сами, сейчас на уроках информатики ученики переводят стихотворения Пушкина на компьютерный язык, создают новые программы и ведут собственные блоги. Они этим живут и за пределами школы. Всё другое, мир другой, мы просто не имеем морального права закрывать на это глаза в образовании. Реформы – грамотные, работающие, а не просто загромождающие школу кипами ненужных отчетов – безусловно, нужны.

Пусть не прозвучит банально, но я действительно с нетерпением жду встречи с учениками 1 сентября, такими подросшими за лето, повзрослевшими, отдохнувшими и счастливыми! Желаю всем сил на новый учебный год, позитивных эмоций и доброго настроя!

Максим БЕСПАЛОВ.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий