Банковские организации не могут в одностороннем порядке изменять условия договора банковского обслуживания с физлицами.
Это следует из решения, вынесенного Верховным судом.
В высшую судебную инстанцию с жалобой обратился клиент Совкомбанка. В марте 2017 года ему перевели 1,2 млн рублей, из которых банк удержал 120 тысяч рублей комиссии, или, согласно условиям договора, 20%.
Заявитель просил вернуть деньги, а также выплатить ему проценты за их использование, штраф и компенсацию морального вреда. По мнению истца, взимание комиссии является незаконным, так как такой тариф стал действовать после заключения им договора с банком, и кредитная организация не довела до него сведения об изменении своей политики.
Верховный суд встал на сторону клиента и не разрешил банкам взимать комиссию за переводы денег «задним числом». В определении суда говорится, что подобные изменения в политике обслуживания должны быть доведены до сведения клиента. Также банку необходимо заручиться согласием клиента на оказание услуг по новым тарифам:
«Закон не содержит запрета банкам изменять условия банковского обслуживания и устанавливать иные размеры комиссий или новые комиссии, но в случаях с клиентами — физическими лицами до оказания услуги должно быть достигнуто соответствующее соглашение о возможности изменения договора банковского обслуживания в форме, которая позволяет однозначно установить согласие потребителя на обслуживание на этих условиях», — отмечается в определении.