Вторая неделя после Пасхи традиционно называется поминальной или Проводной. Ещё ее называют Фоминой или Радоницкой.
Фомина неделя, Проводная неделя, Радоницкая неделя — это все народные названия праздничной недели у славян, когда, по традиции, поминают умерших. Да-да, здесь нет ошибки — поминальная неделя считается радостной и праздничной, ведь Иисус воскрес, а значит все ушедшие в мир иной обрели вечную жизнь. По этому поводу принято украшать могилы свежими цветами, приносить и оставлять там различные кушанья, разговаривать с душами умерших и просить у них совета и благословения на самые разные дела.
История
Неделя, следующая за пасхальной, получила название Фомина по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя.
В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”— но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу.
В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Также на Фоминой неделе, во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово “радоница” восходит к словам “род” и “радость”, причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, “с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших”. Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова.
Проводная неделя по дням
Каждый день поминальной недели имеет своё название, и все эти дни связаны с почмианием умерших предков.
Красная горка — воскресенье, первый день Фоминой недели
Красная горка имеет еще одно название — Антипасха, в значении «противоположная Пасхе». В этот день была традиция гулять, проводить сватовство и свадьбы, водить хороводы с песнями и танцами, а также нельзя было грустить. Сегодня одаривали семьи зятьев и невесток разными приятными мелочами.
Более подробно о празднике Красная Горка читайте ЗДЕСЬ.
Проводы, Навий день — понедельник Фоминой недели
Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Радоница — вторник поминальной недели
Радоница — гланый поминальный день славян. В этот день нужнорадоваться, что умершие попали в мир иной, а значит, теперь они родились в вечной жизни, поэтому могилы украшали цветами и венками, вешали яркие новые полотенца на кресты. К тому же в этот день можно было обращаться к покойникам с просьбами защитить и помогать в тяжелых ситуациях, молодежь просила благословить на счастливое замужество и крепкую любовь. Пословица говорит: на Радоницу утром пашут (начало полевых работ), в обед плачут (идут на кладбище), а вечером скачут (встречаются вместе и веселятся).
Громничная среда
В Фомину среду продолжается поминание покойных. В церкви в этот день совершают панихиды, а родственники умерших идут на кладбище для того, чтобы похристосоваться с умершими – отведать трапезу – кутью, яйца и куличи, а также выпить по стопке вина или самогонки, причем обязательно ставят одну полную стопку на могилу. Перед уходом спиртное выливают в могилку, а конфеты и крашенки отдают деткам, чтобы те скушали за упокой души.
Фомин четверг
Четверг Фоминой недели в народесчитался самым страшным и опасным днем. Поверья говорят, что в ночь со среды на четверг умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
Проводная пятница
В эту пятницу все шли утром на поле, где после окончания полевых работ, жгли чучело из сухих веток — таким образом, изгоняли нечисть с полей и огородов, которая могла навредить хорошему урожаю. Пепел рассеивали по полю.
Дедова суббота
Дедова суббота — последний день поминальной радоницкой недели. В селах проводили интересный обряд, который был призван защитить людей от болезней напрасной гибели. Для этого женщины встречались в одном месте, держа в руках метлы и кочергу, и крича проклятия смерти. Чем оно было страшнее и длиннее, тем вернее была защита от недугов. Мужчины в этот день прогоняли нечистую силу: надо было обойти вокруг кладбища с ножами в руках, руганью проняя злых духов. Затем эти ножи мыли в святой воде, читая над ними трижды «Отче наш».
Суббота фоминой недели: весенние деды
Весенние Деды — именно так называется суббота поминальной недели в народном календаре белорусов и украинцев, а также населения некоторых регионов России. Согласно верованиям, в эти дни умершие (деды, души, родители, мёртвые) приходят в свои дома на поминальный ужин (который тоже может называться деды). Основным ритуальным блюдом Дедов считалась кутья.
Во многих местах праздник весенних дедов в народном календаре совместился с Радоницей, которую отмечают во вторник Фоминой недели.
Стол на Деды накрывают всегда богатый — лгн должен включать в себя нечетное количество блюд, которые падают на парых тарелках. В народе считается, что одну тарелку надо съесть живым, а вторую оставить духам предков. В качестве обязательных поминальных блюд подавали кутью, сыту, канун, блины.
Почитая мёртвых, человек своей старательной подготовкой и уважением к церемонии обряда старался потешить души предков и тем самым показать им всю полноту своих возможностей и стремлений — так, как это он делал перед живыми гостями. Поэтому хозяйки заботились, чтобы рядом с обязательными блюдами были и деликатесы, любимые Дедами.
В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, «гушкалiся на арэлях» — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.
Приметы и традиции
— Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.
— В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: «Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць».
— Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.
— Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминовения предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.
— Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.
Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.
— В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.
— Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:
— белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;
— белый фартук на крест на могиле женщины;
— белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.
— Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.
— Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:
— блюдце;
— чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;
— пасхальное неосвященное яйцо;
— что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);
— домашнее печенье, одну конфету;
— неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).
— После этого все «хрыстосавалiся з памершымi» — хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.
— Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.
Несколько капель налитого (примерно одну треть) «старейшина» отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые «слезы» на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.
— Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.
— Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.
Среди белорусов бытует строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие — неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.
— Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.
— Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.
— На родительский день можно увидеть вещий сон «от родителей» или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:
«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».