В Вязниках за всю историю города существовало два монастыря. Благовещенский монастырь, ныне возрождённый, хорошо известен горожанам. Другой монастырь – Введенский женский – старше как минимум на десяток лет Благовещенского, но просуществовал он значительно меньше.
Основание монастыря приписывается вдове бывшего вотчинника Вязниковской слободы и села Минино Фёдора Ивановича Мстиславского Доминике Михайловне и его сестре Ирине Ивановне. Получив в монашестве имена Ирина и Александра, новоявленные монахини на уступе Мининой горы основали Введенский женский монастырь, который впервые как новый упоминается в 1629 году. Тогда в нём проживало более 40 монахинь. Обитель являлась домашним монастырём рода Мстиславских до самой смерти стариц Ирины (в 1630 году) и Александры (в 1639 году), а затем стал содержаться за счёт казны и мирского подаяния.
Сохранилось довольно подробное описание этого монастыря середины XVII столетия. Из него видно, что в обители было два деревянных храма. Двухэтажная соборная монастырская церковь с шатровым верхом об одной главе, построенная в 1648 году, имела главный престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом на первом этаже во имя святого пророка Илии. При храме стояла «осьмиугольная» колокольня с пятью колоколами. Вторая тёплая церковь была освящена во имя святого Иоанна Предтечи. Весь монастырь окружала деревянная ограда и «на ней башен, и пушек, и воинского снаряду нет» (многие обители тогда рассматривались как возможные оборонительные сооружения). Кресты храмов были опаяны белым железом, а главы на храмах, колокольне и Святых вратах обиты деревянной чешуёй. В 63 кельях проживали «игуменья, казначея, 138 рядовых стариц, 14 вдов, 22 девицы, 7 вдов и 8 девиц вкладчиц».
В разное время настоятельницами Введенского монастыря были: Марфа в 1652 г., Варсонофия в 1663 г., Феодосия в 1681 г., Екатерина в 1702-1715 гг., Евфимия в 1727 г., Сусанна в 1739-1741 гг. и Неонила в 1764 г.
Примечательно, что Введенский монастырь был своеобразным центром вязниковского старообрядчества, а его игуменья Марфа поддерживала связь с московскими староверами и их главой Стефаном Внифантьевым – протопопом кремлёвского Благовещенского собора и духовником государя Алексея Михайловича. На почве религиозных конфликтов разыгрывались нешуточные страсти. В поданной в апреле 1665 года челобитной митрополиту Сарскому и Подонскому Павлу, священник Введенского монастыря Василий Фёдоров указал, что «он, поп Василий, служит по новым служебникам и на его неделях никто не причащается из стариц, а товарищ его поп Лев Матвеев служит по старым служебникам и старицы на его неделях и причащаются». Возвращаясь из Москвы, священник Василий Фёдоров был убит. Преступники найдены не были.
В 1681 году в монастыре началось возведение каменной церкви. По указу государя Фёдора Алексеевича из вязниковских таможенных и кабацких сборов на постройку церкви было выделено 70 рублей 12 алтын. В 1703 году состоялось освящение нового храма. В холодной церкви было два престола: в честь Введения Пресвятой Богородицы и во имя святого пророка Илии, придельный престол освятили в честь Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи. Деревянные церкви сломали.
С течением времени Введенский монастырь оскудевал, лишившись покровительства Милославских со смертью представительниц этого рода. Мирского подаяния крайне не хватало на его содержание, поэтому игуменьи постепенно распродавали монастырские земли.
К 1764 году служба в храме велась лишь в Предтеченском приделе, «а в начальствующей соборной церкви и в приделе Святого Пророка Илии священнослужения от давних времён за крайней обветшалостью не совершаются… и означенная соборная церковь как креста, так и главы и кровли не имеет, кроме единого при вершине своей каменного свода». Службы в храме совершал священник Афанасий Иванов. Внутри разрушающейся ограды со Святыми вратами среди монастырских огородов стояло 30 деревянных монашеских келий, в которых проживали 15 монахинь, игуменья же проживала в отдельной келье. Из казны на содержание монастыря выделялось всего 34 рубля 53 копейки в год!
В таком состоянии обитель встретила церковную реформу императрицы Екатерины II 1764 года. Как ветхий, с небольшим количеством монашествующих, монастырь был упразднён. В марте того же года было получено благословение архиепископа Владимирского и Яропольского Павла на реконструкцию каменного Введенского храма. В 1765 году церковь была отремонтирована, частично перестроена и обращена в приходскую при Вязниковской слободе.
Благословенная храмозданная грамота о перестройке Вязниковской Введенской церкви 1764 год
Прочесть текст грамоты -жми на треугольник выше
Божиею Милостию Смиренный Павел Епископ Владимирский и Иарополский.
По благодати, дару и власти всесвятаго и живоначальнаго Духа, данной нам от самаго великаго архиереа господа нашего Иисуса Христа, чрез святыя и священныя его Апостолы и их наместники и преемники дана сия наша благословенная храмозданная грамота о перестройке епархии нашей Вязниковской слободы введенском девичье монастыре вместо ветхой каменной во имя введения пресвятыя Богородицы вновь на том же месте на тоже храмоименование каменной же церкви, и при ней на построение во имя Тихфинския пресвятыя Богоматере да втрапезе теплой усекновения честныя главы святаго славнаго пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна, во имя святаго пророка Илии предельных церквей.
Понеже от духовной нашей консистории нам представлено: что присланным в оную нашу консисторию из Ярополскаго Духовнаго Правления доношением объявлено: поданным де в то правление означеннаго вязниковскаго введенскаго девичья монастыря, игумениа Неонила с сестрами приношением представя: воном де их введенском девичьем монастыре имеется холодная каменная церковь введения пресвятыя Богородицы с пределом святаго пророка Илии, да в трапезе теплая усекновения честныя главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которые де церкви назад тому лет спятнадцать обветшали, и во многих местах имеются разселины и за тем де в показанной введенской и предельной Ильинской церквах с 1759 года до ныне священнослужения не исправляется. А понеже де на перестройку от доброхотных дателей и вкладчиков имеется несколько денежной суммы уже вналичности и для де того они возимели намерение оную церковь перестроить в тож храмонаименование и на том же месте не повреждая предельной предтеченской церкви, точию предел святаго пророка Илии построить втеплой предтеченской церкви с северную страну к углу; а вместо онаго Ильинскаго при введенской церкви построить предел же явления иконы пресвятыя Богородицы Тихфинския.
Просили о даче на построение означенных церквей благословенной храмозданой грамоты представить куда надлежит. А по учиненному де от того правления осмотру оказалось: что в тех введенской и предельной Ильинской церквах вверху всводах и встенах имеются многия разселины, из коих иные де сквозные и многие кирпичи выпали кровля на церкве обветшала и крест свалился. А Предтеченская де предельная церковь вся имеется втвердости вкоей и священнослужение исправляется ктому ж де воной предтеченской церкви ильинской придел построить за пространством места невозможно и от того де в ней утеснения никакого быть не может, чего ради о даче на перестроение вышеозначенной во имя введения Пресвятыя Богородицы вновь на том же месте и в тож храмоименование каменной церкви и при ней на построение во имя Тихфинския Пречистыя Богоматере, а в Предтеченской во имя святаго пророка Илии предельных церквей храмозданной грамоты по предписанному нам из консистории нашей и представлено, что мы утвердя и повелели дать сию храмозданную грамоту, по которой благословляем объясненную настоящую во имя введения пресвятые Богородицы вновь на том же месте и в тож храмоименование каменную церковь перестроить, и при ней во имя Тихфинския пресвятыя Богоматере а в предельной во имя святаго пророка Илии вновь предельныя церкви строить по подобию прочих издревле по ныне святохранимых благолепием состоящих божиих церквей по силе святых отец правил и церковноузаконенных уставов и состоявшегося в прошлом 1753 году Декабря 1 дня имянного о строющихся вновь церквах указа и святейшаго Правительствующаго Синода определения о учреждении алтаря и святаго престола, такого же в оных украшения святыми иконами по древнему православно восточныя греческаго исповедания церкве обычаю, что б не было писанных святых икон из каких иностранных кунштов и не искусным мастерством или же (кроме распятия Господня) резных образов, каковые иметь запрещено и внутрь алтарей святыя престолы одеждою покровены б были и до полу дабы ничего как кнарушению узаконения церкви нашей так и к соблазну народному последовать не могло. Да всилу учиненнаго впрошлом 1734 году Сентября 11 дня святейшаго Правительствующаго Синода определения престолы устроить вышину не меньше аршина шести вершков и с дскою, вдлину аршина осмии вершков, вширину аршина четырех вершков. И ко освящению все приличное изготовить, святыя иконы во иконостасех поставить по чину прочих святых божиих церквей книгами новыми, а не старой печати всего церковнаго круга удовольствовать по указам и те книги на имя настоящаго храма по листам были б подписаны и когда оные церкви построены и потом все приличествующее ко снабдению и к подобающему благолепию святыя церкви со всем принадлежащем к освящению изготовлено будет то тогда от нас тех совсем изготовленных церквей косвящению позволении кому надлежит по надлежащему ни мало не умедливая просить, а сию нашу благословенную грамоту храмозданную грамоту до совершенства строения оных церквей хранить в Ярополском духовном правлении во всякой целости и когда церкви построятся, тогда с оной оставя в том духовном правлении точную копию подлинную отдать кому надлежит с роспискою и велеть хранить в тех же новопостроенных церквах в пристойном месте во всякой де целости чего убо ради и дадеся сия наша благословенная храмозданная рукою нашею подписанная и катедральною нашею благословящею печатию утвержденная в богоспасаемом граде Владимире в нашем архиерейском доме лета мироздания 7272 воплощения же божия слова 1764 г. Марта 18 дня.
На подлинной совершенно целою сохранилась сургучная печать с благословляющей десницею, слова кругом по овалу печати растаяли и слились, так что надпись разобрать не возможно.
На подлинной грамоте надпись: «по исходящей Консисторской книге записана под № 503 пошлины по указу взяты и в приход записаны». Грамота хранится в Вязниковской городской приходской церкви.
В имеющейся у меня под рукою печатной книжке: «Иерархи Российской церкви, от учреждения Киевской метрополии до настоящаго времени» под рубрикою «Владимирская епархия»»в числе епископов Владимирских и Яропольских значатся только два: Платон Петрункевич с 20 Марта 1748 г. по 16 Апреля 1757 г. и Антоний, бывший Католикос Грузинский, с 23 Ноября 1757 г. по 16 Декабря 1762 г., а епископ Павел, собственною рукою котораго подписана вышеприведенная грамота, поставлен в числе епископов Владимирских и Муромских, но это неправильно, – епископов Владимирских и Яропольских было не два а три: Платон, Антоний и Павел, бывший епископом с 6 Июля 1763 г. по 9 Августа 1770 года.
Сообщил Протоиерей Константин Веселовский.
«Памятная книжка Владимирской губернии». Владимир на Клязьме, Типография Губернскаго Правления. 1895 г. Стр. 124-126.
В 1831 году по просьбе и на средства прихожан в трапезе был устроен ещё один престол – в честь Владимирской иконы Божией Матери, а к 1885 году при храме с западной стороны была возведена новая каменная колокольня.
Из старых монастырских церквей в каменном Введенском храме хранилось множество образов, из которых особой древностью отличались две иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также запрестольный крест в тёплом храме. Церковные напрестольные Евангелия были печатаны в 1627 и 1636 гг. Сохранялись пролог, октоих и цветная триодь, приложенные царём Фёдором Алексеевичем «в гор. Ярополч в Вязниковский девичий монастырь при игумении Феодосии». Каждая из этих книг имела памятную надпись, начертанную монаршей рукой. Старинные книги печати 1689-1795 годов хранились и в церковной библиотеке.
К концу XIX столетия причт церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы составляли священник, диакон и псаломщик. На содержание причта по большей части от требоисправлений выходило до 1400 рублей в год. Храму принадлежали два дома, в которых проживали священник и диакон со своими семьями. Прихожанами церкви были жители города Вязники. К 1898 году их насчитывалось до 1010 человек мужского и женского пола.
Последнюю реконструкцию церковь перенесла в начале XX века. В 1903 году она почти вся была разобрана и выстроена заново на прежнем фундаменте. Описание того времени рассказывает, что церковь имела «вид корабля» с южным и западным входами, трёхъярусной колокольней с восемью колоколами. Деревянный восьмигранный купол был покрыт листовым железом. На главе, крытой белым железом возвышался медный резной вызолоченный крест. Такой же крест, но из железа венчал белую маковку колокольни.
В разное время священниками Введенской приходской церкви были Иоанн Левитский и его сын Яков Иванович Левитский, Иоанн Вишневский… С 1832 по 1865 годы здесь служил священник Андриан Исидорович Штерн, преемником которого стал «вязниковский провидец» Михаил Ксенофонтович Нарбеков – личности выдающиеся, оставившие заметный след в истории города.
Одним из последних настоятелей церкви стал священник Иван Александрович Преображенский, репрессированный, как и его братья-священники, в годы гонений на Церковь. Впоследствии по 2-3 года, а то и меньше, в Введенском храме совершали службы Константин Николаевич Твердислов, Пимен Иванович Сеноедов, архимандрит Димитрий (Дмитрий Иванович Архангельский). Все они были арестованы и расстреляны.
В годы Советской власти Введенский храм был закрыт. Колокольню и завершение холодной церкви большевики сломали, превратив здание в одноэтажный корпус. Однако, храм постигла не самая печальная участь разорённых церквей. Долгие десятилетия в стенах Введенской церкви была спортивная школа, принимавшая в ряды различных спортивных секций многие поколения вязниковцев.
С течением времени новыми владельцами здание было доведено до аварийного состояния и спортивную школу перевели в другое помещение. Городскими властями исчерпавшее свой ресурс строение было передано Русской Православной Церкви. В мае 2007 года ко храму был определён отец Антоний (Додунов). На его плечи легли первые заботы о восстановлении Введенской церкви.