424242

Рождественская богодельня

Рассказывая о нашем земляке – протоиерее Малой церкви Зимнего дворца о. Иоанне Рождественском – ваш покорный слуга нарочно оставил вне поля зрения упоминание о богадельне, открытой в Вязниках на жертвуемые им средства и названной его именем. Эта страничка в биографии уроженца Богоявленского погоста и истории города заслуживает отдельного внимания.

Как уже говорилось, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, священник церкви Дворянского полка, а после – настоятель Малой церкви Зимнего дворца Иван Васильевич Рождественский, поддерживал тесную связь с родной стороной. Любой терпящий нужду выходец со Владимирщины мог найти поддержку у известного петербургского священника. Сохранились воспоминания о ректоре Владимирской семинарии Евфимии (Беликове), вызванном в 1852 году в Санкт-Петербург, где там его – хворью уложенного на больничную постель – в числе «всегдашних посетителей», «товарищей» навещал Иван Васильевич. Впрочем, люди ниже чином и происхождением также имели поддержку о. Иоанна. И даже петербуржцы ведали о благодеятельности Рождественского не понаслышке.

Опекал придворный священник и учебные заведения. Так, ежегодно он жертвовал свой магистерский оклад (100 рублей 10 копеек) Владимирскому епархиальному женскому училищу, туда же покупал книги, учредил стипендию в родной семинарии. Щедрость Рождественского познало и Царскосельское женское училище, и Санкт-Петербургская духовная академия.

Мысли о малой Родине своей, о помощи её обитателям не оставляли Ивана Васильевича. В 1869 году уже, как говорили в те времена, «маститый» протоиерей сделал пожертвование в 5000 рублей серебром на открытие в Вязниках богадельни для сирот и вдов духовного звания. Важным условием было призрение лиц исключительно женского пола с возможностью проживания при матерях мальчиков до достижения ими 10 лет.

Эта богадельня вошла в ведение епархиального попечительства о бедных духовного звания, её смотрителем назначен соборный священник (с 1882-го – протоиерей) Флегонт Иванович Рождественский (тот самый, чей прах до сих пор находится под асфальтом нынешней Базарной площади). В 1870 году ему из попечительства было выделено 510 рублей на обзаведение богадельней. Тогда же у купца Калелейкина за 3000 рублей куплен деревянный дом на Благовещенской улице. На уплату пошлин ушло 147 рублей 65 копеек. В дальнейшем Флегонт Иванович ежегодно получал определённую сумму на содержание богадельни и призреваемых в ней. Так, в 1871 году она составила 197 рублей 20 копеек, а через 10 лет – 359 рублей 50 копеек.

За устройством богадельни следил сам обер-прокурор Св. Синода Д. Толстой и докладывал об этом Александру II.

1 июня 1870 года состоялось открытие и освящение богадельни, которое после молебствия в Казанском соборе совершил архиепископ Антоний (Павлинский). Нужно ли говорить, что торжество проходило при огромном стечении жителей города и окрестных селений!.. После освящения состоялся праздничный обед в доме заступившего в этом году на должность старосты Казанского собора купца Михаила Тараканова (сохранившийся доныне угловой № 11/2 на Благовещенской), во время которого Михаил Григорьевич пожертвовал на нужды богадельни 300 рублей серебром. «Для призреваемых же в самом здании богадельни приготовлена была скромная трапеза». День открытия богадельни, а также именины и День Рождения учредителя оной – о. Иоанна Рождественского – полагались быть праздничными с особыми молебнами в самом здании. Тогда уже существовала мысль устроить при богадельне церковь, но она была отложена на некоторый срок.

Вот как описывает богаделенный дом протоиерей Д.Ф. Певницкий.

«Самое помещение светлое и просторное. Из деревянных домов, как по внутреннему расположению его и чистоте отделки, так и по наружному виду это один из лучших домов в городе. Он построен хотя и давно, но около 4-х лет назад обновлен и приведен в отличный вид, а в 1868 году внутри опять отделан заново, и находится на лучшей улице в городе (Благовещенской). В доме имеется 6 комнат, из которых 3 выходят окнами на улицу и 3 на двор; те и другие отделены теплым широким коридором. Сверх того в мезонине 2 просторные комнаты, каждая в 3 окна; одна также выходит на улицу, другая во двор. В мезонин ведет витая удобная лестница из коридора. Все комнаты в доме оштукатурены и оклеены шпалером. Двери дубовые, полированные; рамы также дубовые в три стекла; самые стекла в главных комнатах бёмские двойные, печи изразцовые; полы окрашены под парке. Весь дом обшит тесом и окрашен масляной краской кофейного цвета; крыт железом. С обеих сторон дома парадные крыльца; главное из них покрыто железным навесом, поддерживаемом двумя чугунными столбами… при здании богадельни имеются две кухни, одна каменная – под домом, другая деревянная на дворе, в отдельном флигеле, все необходимое надворное строение и огород, в котором будут разводиться овощи для употребления сиротам. Все пространство земли занимаемой домом, надворным строением и огородом в длину 30 сажен, в ширину 13 саж. Сам дом имеет как в длину, так и ширину 7 сажен». Он же описывает бытовую сторону: «каждая призреваемая получает от богадельни кровать железную с тиковым матрасом, байковым одеялом и кожаной подушкой. Приготовлена для сирот и приличная мебель – столы, табуреты и гардеробы».

Первыми призреваемыми стали семь вдов и сирот духовного звания с четырьмя несовершеннолетними детьми при одной из них. Здесь же в качестве надзирателя за домом «без всякого особенного за то вознаграждения» поселился заштатный диакон из муромского уезда, чья жена также вошла в число опекаемых. Вскоре приют получали уже 13 человек, а к 1873 году – 28 (из 25 предполагаемых).
Среди прочих благотворителей богадельни следует отметить вдову вязниковского купца О.О. Сенькова Анну Дмитриевну, жертвовавшую матрасы, подушки и одеяла и удостоенную в 1880 году благословения Божия и благодарности от епископа Феогноста. Под влиянием тёщи – Анны Дмитриевны – московский 1 гильдии купец Андрей Николаевич Ленивов, женатый на Евдокии Осиповне Сеньковой, также жертвовал в богадельню деньгами, за что тоже удостоился архипастырского благословения. Были «денежные вливания» и от других лиц.

В июле 1880 года протоиерей Иван Рождественский посетил Вязники, где осматривал дом, полагаемый под новое помещение для богадельни. Давно уже было очевидным, что старое здание не может вместить всех нуждающихся в помощи. Иван Васильевич каждый год увеличивал средства на содержание, был готов делать это и впредь. В конечном итоге было выбрано соседнее здание и задумано на месте старой богадельни и этого купленного дома построить новое помещение. В 1881 году на дополнительно выделенные Рождественским средства началось строительство, руководил коим «особый Комитет» из протоиерея Флегонта Лаврова, настоятеля вязниковского монастыря игумена Германа и священника Михаила Нарбекова. Уже в следующем году было строительство была завершено, проводились внутренние работы, когда в октябре из Петербурга пришла печальная весть о смерти благодетельного протоиерея. Но со своим уходом, о. Иоанн не оставил своего попечения об обездоленных, завещав богадельне «на вечные времена» 30000 рублей.

В воскресный день 7 августа 1883 года состоялось открытие Рождественской богадельни и освящение устроенной на втором её этаже церкви. Всё пространство от Благовещенского монастыря до Казанского собора было заполнено горожанами. Чин освящения совершал сам архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност, отслужив после литию по И.В. Рождественскому. Отобедав у смотрителя богадельни о. Флегонта Лаврова, архипастырь удалился в монастырь.

Между прочим, в устройстве богаделенной церкви, освящённой во имя Иоанна Златоуста, принял участие и душеприказчик Рождественского – петербургский протоиерей Леонид Павловский. Он пожертвовал 1000 рублей на устройство в ней иконостаса и наполнил церковную ризницу священнослужительскими одеяниями и позолоченной серебряной утварью. В 1884 году состоялось водружение креста над богаделенной церковью и поднятие колокола на её звонницу (см. приложение).

Богадельня просуществовала до самого переворота 1917 года и была упразднена большевиками. В новом здании с момента открытия проживало около 50 человек. Как уже сказано выше, находилась она на Благовещенской улице. Но где?

Рождественская богодельня
Рождественская богодельня
Рождественская богодельня

С.И. Змеев в своём описании дореволюционного города упоминает и эту богадельню, кстати, показывая её смотрителя о. Лаврова родственником протоиерея Рождественского. Но не говорит – где именно она находилась (что очень странно для жителя Вязников, видевшего смену столетий и государственного строя). Историк же А.Д. Тельчаров в своей книге «Вязники» совершенно конкретно указывает нынешний дом № 6 по Благовещенской улице, как бывший богаделенный. Однако…

Рождественская богодельня
Благовещенская, № 6 — полагаемый Д.А. Тельчаровым как бывший богаделенный.

В описании нового здания богадельни сказано, что имело оно «8 саж. длины, по улице, и в 11 саж. ширины». Это 17,07 метра на 23,47 метра, что никоим образом не подходит под размеры «вытянутого» дома № 6, где длина фасада около 40 метров! Не стоит забывать и о пожаре 1873 года, когда выгорел 1 квартал и первое деревянное здание богадельни, будь оно расположено здесь, должно было погибнуть полностью в самом пекле тогдашнего огненного бедствия. Но об этом в дошедших до нас источниках не сказано ни слова! Наоборот, первая богадельня «дожила» до своего слома. Последний аргумент против слов Александра Дмитриевича – фотографии старых Вязников, где упоминаемый им дом с двумя стилистическими башенками не имеет даже намёка на колокольню с крестом.

На тех же фотографиях в перспективе Благовещенской улицы вполне чётко видны как раз и, колокольня, и крест, и колокол. Разумеется, Благовещенская сейчас сильно отличается от улицы столетней давности и, сопоставляя современную застройку с фотоизображениями давних лет, можно лишь приблизительно сказать – где находилась Рождественская богадельня: это перекрёсток с Пестрекаловской (нынешней им. И. Симонова) улицей. Очень похоже, что здание занимало место, где уже в советские годы построен дом № 26/17, но ещё более вероятно, что это дом № 24/12. Размеры его каменного фундамента в переводе на старорусскую / русскую систему мер – 7,73 сажени на 11,3 сажени…

Рождественская богодельня
Благовещенская, № 24/12 — более явный «кандидат» на звание бывшего богаделенного дома

Осталось только узнать в известной организации (при сохранности в оной документов) – кому принадлежал дом до 1917 года и проводились ли в нём перестройки.

Впереди у нас ещё одно свидание с Иваном Васильевичем Рождественским. На этот раз последнее. По крайней мере, в ближайшем обозримом будущем.

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий