В 12 верстах по старому счёту от Вязников, на старой дороге в Ковров, при речке Мертух находится село Станки.
Происходя от слова «стан», название села по общепризнанному мнению относит нас во времена лихих людей, кои некогда наводняли здешние края. Следует полагать, что в годы Смуты, когда вместе с польскими и литовскими отрядами печальную славу татей и душегубов стяжали шайки воровских и разбойных людей, один из таких рассадников зла находился в этой местности.
Первые упоминания о Станках относятся уже к тем временам, когда Москва была освобождена от отрядов Юзефа Будилы и Миколая Струся, а российский престол заняли Романовы. В 1628 году здесь описана вновь построенная Успенская церковь. Правда, некоторые исследователи связывают более ранние времена и имя Михаила Верижника (XV столетие) с существовавшим здесь монастырём, даже не смотря на веские доказательства в опровержение этой версии.
Помянутая в 1628 году шатровая Успенская церковь была деревянной с шатровой же деревянной колокольней. Позже при ней показаны ещё два храма: деревянный во имя Иоанна Златоуста (скорее всего, возведённый одновременно с Успенской церковью) и каменный во имя Двенадцати Апостолов, строительство которого связывают с именем российского дипломата и станковского помещика графа Петра Чернышова. Все три церкви предстают нашему вниманию в 1753 году, когда Златоустовскую разобрали и употребили на ремонт Успенского храма.
Следует отметить, что Станки «по обе стороны речек Мертюхи и Мануиловки» до самой отмены крепостного права были владельческим селом, которое в разные времена принадлежало многим помещикам, среди коих, помимо Чернышова, значились имена Владыкиных, Телятьевых, Бартеневых, Нащокиных, Бредихиных и прочих. Само село всегда было полнолюдным, чему способствовало его удачное расположение на большой дороге, дававшей подпитку живущим в нём. К примеру, в конце XVIII столетия здесь числилось 54 двора с проживающими в них 174 душами мужеского и 178 душами женского пола. По данным предреформенной переписи 1859 года, здесь 76 дворов и 494 души (223 мужского и 271 женского пола). В 1873 количество дворов уменьшилось до 65 (со 189 мужского и 226 женского пола крестьянских душ), но село продолжало оставаться крупным селением уезда, являясь центром одноимённой волости. В начале XX столетия здесь проживало более 350 человек.
Вернёмся к станковским храмам. Смена деревянной Успенской церкви на каменную состоялось в первой четверти XIX столетия – с 1819 по 1826 годы «тщанием прихожан и от подаяния посторонних жертвователей». В последующие годы при ней появились два придела: в 1840 году во имя Иоанна Златоуста (в память о существовавшей ранее деревянной церкви) и в 1844-м – во имя Иоанна Богослова. Стоявший рядом храм во имя Двенадцати Апостолов, время построения которого «за древностию не известно», с устроенным позже приделом во имя Иоанна Воина, оставался нетронутым до 1870-х годов. Тогда ветхую зимнюю церковь положено было сломать, однако в 1882 году её отремонтировали и перестроили, увеличив к западу объём, расширив окна, заново перебрав своды и новую главу. Весь церковный комплекс на берегу Мертуха, блистающий побелкой стен, был обнесён каменной оградой со Святыми вратами на восточной стороне, заключившей и сельское кладбище.
В селе было устроено приходское училище. Размещалось оно в здании волостного правления, где ребятишек округи (приходские деревни Сингерь, Костенева, Глубокова, Димакова, Плоскова, Ендовы / Яндовы, Швариха, Барское Рожино / Рыкино) «чтению по церковным и гражданским книгам Закону Божию, первым четверым действиям арифметики и письму» обучали приходской священник и дипломированный учитель, оплату трудов коих брало на себя вязниковское земство. Позже училище расширено (вместе со штатом «учащих») и преобразовано в народную школу, также курируемую земством.
Уникальные снимки, сделанные в Станках в 1910-е годы фотографом И.В. Авдониным, ярко показывают российскую глубинку, отражая веками установленное размеренное её существование: трудовые будни, минуты отдыха, детские забавы, религиозную жизнь… Восхитительные чёрно-белые свидетели минувших дней более чем вековой давности, притягивают, завораживают, показывая нам далёкий, незнакомый мир наших предков. А быть может, кто-то узнает на снимках сельские уголки, сохранившиеся до нынешних дней.
Из Станков вышла известная фамилия Скипетровых – потомков священника Ефима Петровича Скипетрова – служивших на гражданском и духовном поприщах, вписавших свои имена в историю малой и большой Родины. Это были священники, учителя, мелкие чиновники и государственные служащие. Одним наградой их деятельности было возведение в дворянское достоинство, другим – терновый венец… О Скипетровых из села Станки обязательно расскажем в отдельном материале.
Позорные кровавые постреволюционные времена репрессий не обошли стороной служителей Божиих, в самый разгар гонений на Церковь оказавшихся в Станках.
В самом начале 1933 года Вязниковским ОГПУ был арестован здешний священник Павел Петрович Юницкий – уроженец гороховецкого села Мыт, не закончивший полного курса семинарского обучения, но рукоположенный в сан священника. По обвинению в антисоветской агитации он был приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. На его место был назначен архимандрит Мелхиседек – наш земляк.
В 1888 году сын иконописца вязниковского села Холуй Михаил Иванович Бирев, отрешившись от суетности мирской, поступил на жительство во Флорищеву пустынь, где в 1894-м определён послушником, а ещё через три года пострижен в монашество с именем Мельхиседек. В 1904 году уже иеродиаконом он рукоположен в иеромонаха. Был помощником благочинного и монастырским казначеем. Настоятелем муромского Благовещенского монастыря архимандрит Мелхиседек арестован в 1930 году и приговорён к 5 годам лагерей, но был освобождён досрочно и в 1933 году приехал в Станки настоятелем Успенской церкви.
Помимо прихожан, образовавших религиозную общину, о. Мелхиседек был частым и желанным гостем в Серапионовой пустыни, находящейся за левым берегом Клязьмы, куда летом добирался в лодке, а зимой – по льду реки и озера. Монахини закрытой в 1922 году советской властью тамошней Алексеевской общины находили в станковском настоятеле и в священнике пустыни о. Михаиле Купрессове духовных отцов, горячей молитвой и добрым советом поддерживающих бывших насельниц разорённой общины.
19 августа 1937 года о. Мелхиседек, о. Михаил Купрессов, бывшая игуменья общины Дария (Баринова) с пятнадцатью монахинями, проживавших в самой пустыни, Станках и других близлежащих деревнях, были арестованы и после допросов, в которых лишь две бывшие насельницы не признали себя виновными в контрреволюционной деятельности, отправлены в Иваново. Там 3 октября десять из восемнадцати арестантов Тройкой УНКВД приговорены к высшей мере наказания. 10 октября прозвучали выстрелы, оборвавшие жизни отважных служителей Божиих и сестёр Алексеевско-Серапионовской общины.
Тем временем, в 1930 году была закрыта и отобрана для «культурно-просветительских целей» зимняя церковь во имя Двенадцати апостолов – хозяева положения вдруг задумались о культурной стороне жизни, оскверняя древний храм. Тогда же часть Успенской церкви была отдана под мельницу. В 1934 году колокольный звон решением Вязниковского райисполкома запретили, положив отдать колокола в лом. Были предприняты попытки закрыть и эту церковь, не увенчавшиеся тогда успехом. Позднее храм всё-таки отобрали у верующих.
Более печальная участь постигла церковь во имя Двенадцати Апостолов. Её стёрли с лица земли вместе с храмовой оградой, Святыми вратами и кладбищем. Могилы своих предков уничтожали сами селяне и жители бывших приходских деревень!
В 1965 году Станки стали центральной усадьбой совхоза имени Парижской Коммуны, объединившего несколько колхозов, разбросанных ранее по двенадцати близлежащим деревням. Здание Успенская церкви находилось в ведении совхоза, а после было заброшено.
На месте сломанной Апостольской церкви поставлен мемориал ушедшим на фронт Великой Отечественной землякам.
Станки значительно расширили свои границы за счёт жилых построек, образовавших в минувшие десятилетия новые улицы. Старая дорога из Вязников в Ковров, регулярное автобусное сообщение и близость к городу делает село привлекательным для жизни, давая ему силы как двести и триста лет назад.
В центре села продолжает стоять лишённая крестов Успенская церковь, нависая колокольней над асфальтом дороги, пролегающей у подножья. С десяток лет назад сообщалось о том, что уцелевший станковский храм взял под своё крыло вязниковский Благовещенский монастырь. После нескольких проведённых в нём богослужений, храм продолжает стоять с заколоченными дверями и окнами. Ждёт…
Автор:
По материалам