Сохранение территориальной целостности государства всегда было одной из первейших задач его первого лица. Россия – не исключение. Пограничные сооружения и служба при них в разные времена имела различные названия и формы: от засек и крепостей времён Киевской Руси (вспоминаем валы древнего Ярополча у Пировых Городищ) и береговой службы великого Московского княжества, до бастионов XIX века и системы советских укрепрайонов. Создаваемые на приграничных территориях, наиболее подверженных или вероятных к нападению внешнего врага, формировались т.н. укреплённые линии, включавшие целые комплексы различных фортификационных сооружений. Своё совершенно отдельное место и предназначение занимает крепость при Вязниковской слободе.
В 1657 году своим указом государь Алексей Михайлович повелел приказчику Дворцового приказа Субботе Семёнову Чаадаеву в Вязниковской слободке на Мининой горе, что в Ярополчской волости, устроить земляной город, сделав Чаадаева первым ярополчским воеводой. Прежде называвшаяся Яриловой, эта гора получила название Мининская по расположенному на ней селу Минино. Самой природой она была приспособлена для устройства крепости, имея с трёх сторон крутые склоны. Восточная же сторона горы при строительстве была искусственно защищена прорытым меж двух оврагов рвом.
Из писцовых книг Назария Засецкого и подъячего Тимофея Степанова, составленных в 1670-е годы, можно нарисовать картину возведённого повелением царя города-крепости. Высокие дубовые стены на земляных валах, построенные вдоль склонов Мининой горы вместе с 14 башнями, составляли в плане почти равнобедренный треугольник с вершиной, обращённой к западу. Четыре башни были проезжими – с воротами – и имели названия. Спасские ворота с перекидным через искусственный ров мостом открывали въезд в город со стороны Гороховца (район перед въездом к народной больнице). Введенские – на вершине воображаемого треугольника, названные по расположенному рядом женскому монастырю, смотрели на запад (первые номера домов улицы имени В.А. Киселёва). Субботины ворота, отразившие в названии имя первого воеводы, находились на северном склоне Мининой горы (район Троицкой церкви и начала Верёвкиного проулка). Архангельские, называемые также Водяными и Тайницкими воротами, стояли на южном склоне горы, выходя к Волшнику, который был много полноводнее нынешнего и также служил защитой города (ворота выводили к месту впадения Свистишны в Волшник).
Ярополч стал административным центром одноимённой волости, с воеводским двором, приказной избой, тюремным двором, пороховым погребом, занимавший вместе жилецкими, бобыльскими, пушкарскими и стрелецкими дворами и огородами 45 десятин (почти 50 гектар). Тогда же здесь появилась Троицкая церковь «внутри города Ярополча», возведённая вместо бывшей сельской Архангельской церквушки (по ней назвались южные ворота).
Примечательно, что изначально планировалось устраивать городские стены из камня и остаётся только представлять грандиозность планов строителей. Однако белокаменными сделали лишь несколько башен, на которых установили артиллерийскию, «пущавшую» (отсюда и название – пушка) чугунные и каменные ядра. Меж тем от каменного строительства не отказались насовсем и в дальнейшем предполагалось возводить городское хоромное строение из камня, который даже был добыт и доставлен в Ярополч.
«Принимать работу» по постройке города довелось сыну Алексея Михайловича – Фёдору Алексеевичу. В 1677 году он в первый раз посетил Вязниковскую слободу и описанный Засецким и Степановым Ярополч, остановившись здесь по пути на богомолье во Флорищеву пустынь. Собственно, никакой приёмки на самом деле не было, поскольку к тому времени город уже жил полной жизнью добрый десяток лет. Но результатом этого визита стало отнятие так и не пошедшего на «хоромное строение» белого камня в пользу Успенского Флорищева монастыря. Сам ли царь решил отдать монастырю неиспользованный стройматериал, или кто из его ближайшего окружения намекнул флорищенским монахам выпросить камень, на который пал взор государя – не ведомо. Так или иначе, исход один – Ярополч так и остался деревянным.
Конец ему положил опустошительный пожар 1703 года, испепеливший город и Вязниковскую слободу дотла. От города остались лишь каменные башни, да и те развалились, потеряв в огне деревянные перекрытия и балки. Более город не восстанавливался, «задавленный» экономическим превосходством Вязниковской слободы, лишь номинально являясь центром административной Ярополческой волости.
Остаётся ответить на вопрос: для чего нужна была эта крепость, строительству которой уделялось такое большое внимание? От какого врага предстояло обороняться в самом центре Московии XVII столетия, имея куда более сильные и значимые города с их фортециями, из которых чего стоит один только Нижний Новгород с его двухкилометровым каменным Кремлём, который никогда не знал позора капитуляции? Ответ прост.
XVII век не зря назвали «бунташным». Одно за другим вспыхивали народные восстания, сотрясая государство Российское. Соляной бунт в Москве 1648 года, восстание в Новгороде, Пскове, Великом Устюге, Курске в 1650-м, снова в белокаменной Медный бунт в 1662 году… И далее Стенька Разин, да бунты стрельцов на закате века. Ну и конечно страшное Смутное время (не закончившееся со взятием Пожарским Москвы в ноябре 1612-го) с предшествовавшим ему восстанием атамана Хлопко Косолапа.
Каждое из таких выступлений создавало реальную угрозу свержения существующей власти. И если за годы царствования посаженного на трон в 1613 году Михаила Фёдоровича особых внутренних потрясений не было, то на правление его сына их пришлось четыре! Всё это не могло не волновать второго царя династии Романовых – Алексея Михайловича. Именно для защиты от внутреннего врага задумывались стены Ярополча. Только этим объясняется возведение яропольских укреплений, постройка каменных монастырских стен и деревянной крепости в Суздале в 1670-е гг. и в ряде других городов и монастырей Центральной России (включая саму столицу).
За свою полувековую историю ярополчским стенам так и не пришлось исполнять свою оборонительную функцию, даже при всём обилии бунтов и волнений того времени. Пожалуй, единственная встреча с «супостатом» состоялась на рубеже 1665 и 1666 годов, когда полонённых на Кщаре скитников-старообрядцев, распространявших хулу на государя, доставили в городскую тюрьму.
Память о городе-крепости долго сохранялась, жива она и доныне. Ещё в конце XVIII столетия упоминается Башенная улица в южной части Ярополи, не встречаемая в более поздних документах. Но до начала XX века область, где стояли Введенские ворота, называли в народе «пушки», в память о крепостном воинском снаряде. Восточный ров между двух оврагов засыпали, но и сейчас можно безошибочно определить место, где он был выкопан.
От прежнего города осталось только название, трансформировавшееся в современное «Ярополье», да местами встречающийся глубокий слой чёрной земли – след пожара, проглотившего крепость на Мининой горе.
Приложение
1678, ноября. Царская грамота в Ярополч воеводе Антипу Хитрово, о дозволении строителю Флорищевой пустыни Илариону возить камень из вотчины Троицко-Сергиева монастыря, деревни Лужек, на монастырское строение.
От царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в Ярополч, воеводе нашему Антипе Феодоровичу Хитрово. Бил челом нам великому государю Гороховского уезду монастыря Успения пресвятыя Богородицы Фролищевых гор строитель иеромонах Иларион с братиею: в прошлых де годех, Володимерского уезду наших великого государя дворцовых волостей крестьяне в Гороховском уезде в вотчине Троицкого монастыря деревни Лужек на земле брали камень в Ярополч на хоромное строение, а тот город построен деревянной, а камень, который имали на городовое строение и до ныне лежит, а иной развезен; и нам великому государю пожаловати их, велети б тот камень дать им в монастырь на церковное строение на известь, или на что сгодится; и по нашему великого государя указу, велено тот камень отдать в монастырь Успения пресвятыя Богородицы Фролищевых гор строителю иеромонаху Илариону с братиею на церковное строение на известь, а жечь тот камень в том же месте, где ныне лежит собран на земле деревни Лужек. – И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б тот камень строителю иеромонаху Илариону с братиею на церковное строение отдал и велел жечь на земле Троицкого Сергиева монастыря деревни Лужек, в том же месте, где ныне лежит собран. А прочтет сю нашу великого государя грамоту, отдал строителю иеромонаху Илариону с братиею, а у себе оставил список. Писана на Москве, лета 7187, ноября.
На обороте помета: 187, ноября в 29 день, подал великого государя грамоту монастыря Успения пресвятые Богородицы, что на Фролищевых горах, строитель иеромонах Иларион. Подписал дьяк Феодор Тютчев. Справил Пашка Иванов.
Список с подлинника, хранящегося во Фролищевой пустыни, сообщён Е.Е. Замысловским.
«Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею». Т. 9. СПб. 1875. Стр.121-122.